Кто снимает по фильму, а то и по два в год, начиная с 1965 года? Да, вы правы, это – главный режиссер-интеллектуал Голливуда Вуди Аллен.
Премьера нового фильма знаменитого голливудского еврея «Колесо чудес» состоялась 1 декабря 2017 года – в день его 82-летия. Картина была демонстративно игнорирована голливудским сообществом из-за нахлынувшей волны нескончаемых скандалов и публичного выворачивания грязного белья. Критика выдерживала многозначительное молчание, лишь редкие отзывы умеренной похвалы, что так несвойственно карьере великого Вудди. И лишь британская The Observer беспристрастно констатировала: «Колесо чудес» на уровень выше практически всех фильмов 2017 года».
А между тем, «Колесо чудес» – один из самых глубоких и, я бы сказала, драматичных фильмов великого Вуди. С одной стороны – узнаваемый авторский стиль: фирменная ироничная интонация, атмосферный джаз, легкие диалоги и обязательный закадровый голос рассказчика. Хотя на этот раз устами автора разговаривает один из героев истории.
1950-е. Кони Айленд. Перед нами – оживленный и шумный парк аттракционов. Насыщенная, яркая, переливающаяся красками бурлящая жизнь. За этой красочной оберткой работают, живут, ссорятся, любят и страдают все герои истории. Здесь разворачиваются драмы, люди существуют в серой жизни, мучительно сожалея о прошлом и безнадежно мечтая о призрачном будущем. Все они –простые люди, у каждого есть своя мечта и своя правда. Суровая реальность жизни заключается в том, что правда одного является барьером на пути другого.
Сорокалетняя Джинни (Кейт Уинслет) в прошлом – театральная актриса, работает официанткой в небольшом баре на берегу, ностальгирует по сцене, винит себя в несостоявшейся большой любви и постоянно страдает от мигрени. Говоря о своей квартире, которая находится по соседству с колесом обозрения, она бесстрастно констатирует: «Здесь раньше было шоу уродцев». (Чем не метафора ее жизни?).
Что для нее настоящее? Смена ненавистных ролей. «Я играю роль дряной официантки. Но это не я». Что для нее прошлое? Нескончаемое чувство вины за утерянную любовь.
– Ты, действительно считаешь, что трагедия человека – это всегда его вина?
В один из пасмурных дней на пляже она встречает безупречно прекрасного юного Мики (Джастин Тимберлейк) – будущего сценариста, подрабатывающего на пляже спасателя, честного и умного не по годам. Мики – не только один из героев, он еще и рассказчик – комментатор событий. В этом Вуди Аллен остается верен себя: Мики – это одновременно и голос самого режиссера.
Конечно же, вспыхивает бурный роман – Джинни направляет на юного сценариста всю нереализованную жажду всеобъемлющей страсти. Да-да: луч света в ее темном царстве. Искрометная страсть затмевает реальные будни и заставляет забыть о насущных заботах ее маленького мирка.
Что есть в ее мире?
Добродушный и ворчливый муж Хампти (удивительно целостная актерская работа Джеймса Белуши) – алкоголик в завязке, в неизменно несвежей майке-алкашке – он присматривает за аттракционом и ходит на рыбалку.
Сын Джинни от первого брака – подросток-пироман прогуливающий уроки в кинотеатре и постоянно поджигающий костры то у магазинов, то в квартире психоаналитика, то на пляже.
В один роковой, как водится, день, приезжает милейшая дочь Хампти от первого брака, 26-летняя Каролина (Джуно Темпл). В свое время она рассорилась с семьей из-за брака с гангстером. Теперь Хампти приезжает к отцу искать убежища от разыскивающих ее людей мужа – бандита. История запускается.
Как вы догадываетесь, дальше нас ждет классический любовный треугольник. Казалось бы, что может быть банальней? 40-летняя страстная замужняя женщина – прекрасный умный юноша – молодая безупречная девушка с бывшим мужем-гангстером. Возникает ощущение, что Вуди Аллен ставит сам на себя пари: сможет ли он оживить одну из самых заезженных сюжетных схем? Так вот – в этом у режиссера нет равных – ему удается создать абсолютно новую, свежую, жизненно достоверную историю.
Героиня Кейт Уинслет – это своеобразное признание Вуди Аллена в любви русским писателям: А. Чехову («Чайка»), Л. Толстому («Анна Каренина»), Н. Лескову («Леди Макбет Мценского уезда») и другим великим авторам, создавшим образы женщин страстных, страдающих, рефлексируюших, не удовлетворенных серой реальностью. Образ Джинни – не свойственный Аллену персонаж.
Кейт Уинслет создает образ женщины, пронзительно не удовлетворенной своей жизнью, страдающей, разрываемой между страстью и семейным долгом, готовой защищать свое призрачное «счастье» любыми способами, в том числе и предательством. Сможет ли она стать счастливой?
Парк аттракционов – это предельно простая метафора жизни. У кого-то это – американские горки, а кого-то – комната ужасов, а для кого-то – колесо обозрения. За каждый аттракцион, за каждую радость жизни необходимо расплачиваться. А какую цену – зависит от аттракциона.
«Как поэт я пользуюсь символами, как начинающему драматургу мне по душе мелодрама и утрированные персонажи»,— первым делом сообщает персонаж Тимберлейка – Мики.
Колесо чудес – это символичное олицетворение жизни. Мы все надеемся увидеть чудеса, но у жизненного механизма свои законы, и кому какой путь уготован – человеку знать не суждено, – с фирменной грустной иронией будто говорит Вуди Аллен.
Режиссер отходит от созданного им ранее жанра – интеллектуальной комедии, перейдя к одному из сложнейших способов рассказывания историй – трагикомедии. Если большинство поздних фильмов Аллена оставляют горьковато-сладкое послевкусие, повествуя о суетности и тщете сущего, то в «Колесо чудес» – больше мудро-горькой иронии 82-летнего мудреца.
Так или иначе, главные герои принимают правила игры в аттракционе по имени жизнь и в финале возвращаются к привычной жизни. И только мальчик – сын Джинни – продолжает жечь костры на берегу океана. Он настойчиво сжигает мир, который его категорически не устраивает. Это – его акт протеста, в то время как взрослые, пережив драму, смиренно возвращаются к исполнению принятых на себя ролей этой жизни.
«Колесо чудес» (Wonder wheel), 2017 г.
Жанр – Трагикомедия
Сценарист и режиссер – Вуди Аллен
Оператор – Витторио Стораро
Актеры – Кейт Уинслет, Джордж Белуши, Дастин Тимберлейк, Джуно Темп