Вчера в утренней молитве поста 9 ава мы читали Тору, и там было сказано: «И рассеет вас Всевышний между народами… и будете искать Всевышнего оттуда». Во множественном числе. А в следующем стихе сказано уже в единственном числе: «Когда настанут для тебя все эти беды»… Эти строки мы читаем и в этот Шабат главы Ваэтханан, называемый «Шабат утешения», первый из семи «Шабатов утешения».
Тора говорит о таких временах, как сейчас – когда мы рассеяны среди народов, изгнаны во все уголки земли. Нас окружают люди с разными проблемами, для которых «настали все эти беды» – в области здоровья или средств к существованию, мира в доме или воспитании детей, в работе или удовлетворении от жизни. Тора учит нас: мы рассеяны в изгнании «во множественном числе», но отношение к беде другого еврея должно быть «в единственном числе»! Каждая беда уникальна. Нужно слушать, искренне интересоваться, чувствовать положение другого, и не воспринимать его рассказ как очередную мимолетную новость.
В Талмуде несколько раз встречается изречение «Узник сам себя не вызволит». Это чувствовал я на этой неделе, когда накануне поста 9 ава я пошел навестить еврейских заключенных в Бутырской тюрьме. Мы принесли им еды для трапезы перед постом. Еда была еще горячей – реб Шломо Дышко организует доставку питания превосходно. Раввин Дышко и реб Ицхак Зильберг накрыли стол, все еврейские заключенные наложили тфилин и помолились минху в миньяне.
Но намерение Талмуда в упомянутом изречении более общее. Люди, которые сталкиваются с различными проблемами, во многих случаях не могут решить их сами, особенно если это внутренние проблемы. Им необходимо, чтобы их сочувственно выслушали, и после этого им легче справиться с жизненными проблемами.
Читайте также