Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Караимы: кто они?

Главная / Караимы: кто они?
search
karaim5.jpg

Караимы — буквально `читающие`, бней микра, ба‘алей микра — `люди Писания возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Караимы не признают Талмуд и Мишну, считая, что добавления и толкования искажают истинный смысл ТОРЫ.Основателем секты караимов считается Анан бен Давид, по имени которого секта первоначально называлась «ананиты».

Обращение к ТаНаХу как к единственному источнику Закона выражено в установленном Ананом принципе: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».В подтверждение правильности своих суждений караимы приводят слова из Теилима:«Закон господа совершенен».Традиции и жизненный укладкараимская синагога – кенассараввин – хахамкантор – хазанВ кенассе снимают обувь. Женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит(кисти по нижним краям талита) — белые и голубые.Очень жесткие законы ниды. На дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщины в состоянии ритуальной нечистоты.

Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным; нисан считается первым месяцем года. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, вследствие чего караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней. Шаву‘от выпадает на 50-й день после пасхальной субботы и, следовательно, всегда приходится на воскресенье. Признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с Б-гослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Запрещены интимные отношения в Шаббат. Пища не подогревается.Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов. В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено.Караимская литургия, первоначально состоявшая исключительно из пения библейских псалмов, имеет мало общего с литургией раббанитов. Б-гослужение отправляется дважды в день (утром и вечером); по субботам и праздничным дням добавляется молитва Мусаф и ряд других молитв. Молитвы состоят в основном из фрагментов библейского текста; особое внимание уделяется чтению псалмов, а также караимской литургической поэзии. Молитва Шма включена в караимский ритуал, молитва Шмоне-‘эсре неизвестна караимам.Особой строгостью законы в отношении допускаемой степени родства вступающих в брак.

В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в 11 в. ввиду угрожавшего общине вымирания ограничения подверглись некоторому смягчению.В 15 веке были сформулированы десять принципов вероучения караимов1) Б-г сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего; 2) Он — Творец, который Сам не был сотворен; 3) Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един; 4) Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков); 5) Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом; 6) каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл (микра и перуш); 7) Б-г раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея); 8) Б-г воскресит мертвых в Судный день; 9) Б-г воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире); 10) Б-г не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида.История

Как уже было сказано выше караимы, как религиозная общность людей возникла в Вавилоне в 8 веке. Из Вавилона они расселились в Византию, Испанию, далее в Крым и восточную Европу и Литву.Лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. Наличие отдельных караимов в Крыму прослеживается уже в 12 в. Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу. В 13 в. значительное число караимов, главным образом из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат (ныне Старый Крым) караимская община, согласно сохранившимся документам, существовала в 14 в. С происхождением караимской общины города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано много легенд и позднейших фальсификаций. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма; еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.

Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче и в местечке Красный Остров близ Львова (караимы назвали его Кукизов). Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раббанитов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).

Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма, как и Крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда.

Самым выдающимся караимским ученым 19 в. и наиболее активным борцом за уравнение караимов в правах был Аврахам бен Шмуэль Фиркович, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей, перешедшую впоследствии в собственность Императорской библиотеки в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер писаний Фирковича, его склонность к фальсификации истории и построению необоснованных гипотез уменьшают научную ценность его исследований, которые, тем не менее, внесли важный вклад в изучение истории караимов и в научную иудаистику. Утверждая, что караимы являются потомками израильтян, поселившихся в Крыму за несколько столетий до н. э. и построивших там три города — Солхат, Онхат и Села ха-Иехудим (см. выше), Фиркович стремился доказать, что караимы не разделяют вины евреев в распятии Христа и заслуживают иного отношения к себе христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу же восходит идея о караимском вероисповедании хазар.После революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул).

Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи – в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после 1-й мировой войны стал Вильнюс.Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину, представленную восемнадцатью бывшими офицерами армии генерала Врангеля, обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел рейха, которое 5 января 1939 г. специально отметило, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской.

В соответствии с этим во время 2-й мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей и даже пользовались их расположением. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) караимы разделили судьбу евреев (см. Бабий Яр). В ходе войны вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению в соответствующих германских ведомствах, обратившихся к трем еврейским ученым — Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану и И. Шиперу — с запросом о происхождении караимов. Чтобы спасти караимов, все трое высказали мнение, что крымско-литовские караимы нееврейского происхождения.

После 2-й мировой войны продолжался начавшийся ранее процесс ассимиляции караимов в Советском Союзе. Их общая численность там непрерывно сокращалась. Если в 1897 г. общая численность караимов в России составляла 12 900 человек, то по переписи населения СССР в 1959 г. — 5700, в 1970 г. — 4600 и в 1979 г. — 3300 человек. В наше время в России проживает около 1000 караимов.После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте. Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции. Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек. К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен.

Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый бет-дин (религиозный суд), в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков (раббанитской Галахой и караимским законом браки между караимами и раббанитами не допускаются). Юридический статус караимского бет-дина до сих пор не определен. Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому бет-дину статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.

1 комментарий

  1. Андрей
    2018-02-23 в 21:48

    Полный бред караимы часть хазарского народа которая исповедует истинный иудаизм писанную Тору мы выходцы из Вавилона ещё до раскола наши предки сефарды Аравии не признающие Талмуд оказавшиеся волией господа на земле скифской и обратившие в истинную веру хазар и ассимиливщие их

Оставить комментарий