От станции метро “Болонья” в районе Пьяцца Болонья в Риме я проехал пять остановок по линии B, и передо мной предстал во всем своем величии Колизей. Большая его часть разрушена землетрясениями и разобрана в древности на строительный камень, но Колизей до сих пор остается символом Рима и напоминанием о Римской империи. Я стоял и удивлялся его высоте, огромным колоннам и множеству арок, пытаясь понять, как построили такое грандиозное здание почти две тысячи лет назад. По оценкам, он вмещал от 40 000 до 70 000 зрителей и был крупнейшим из римских амфитеатров. Колизей считался в свое время и считается сейчас одним из величайших творений римской инженерии и архитектуры.
Оттуда я пошел к Арке Тита, расположенной рядом с Римским форумом. Император Домициан посвятил триумфальную арку своему брату Титу в 82 году н.э., через двенадцать лет после победы над евреями в Великом восстании, завершившемся в 70 году н.э. На внутренней части арки находится знаменитый рельеф, изображающий процессию с трофеями из Иерусалима, и среди прочего римские солдаты на рельефе несут менору. Вход туда требует долгого ожидания в очереди, которая тянется от вершины холма почти до Колизея. Я не забронировал билет заранее, жара была сильной, и у меня не было времени ждать. К тому же меня интересует только одно: менора.
Я обходил арку, прижимаясь к высокому забору, пытаясь подойти как можно ближе, чтобы увидеть знаменитый рельеф с менорой. И вдруг изнутри ко мне подошла женщина, видимо, здешний экскурсовод. Она подала мне знак подойти к углу забора и, к моему удивлению, открыла калитку, приглашая следовать за ней прямо к арке. Не успел я опомниться, как она уже предложила сфотографировать меня на фоне арки. Видимо, она знает, что именно ищут на Арке Тита мужчины с бородами в черных шляпах!
Я попросил позволения задержаться на несколько минут, чтобы рассмотреть рельеф. Печальное зрелище – римские солдаты в триумфе несут по городу-победителю храмовые трубы и менору… Но у меноры полукруглые ветви. Судя по всему, скульптор изобразил один из светильников храмового двора, сделанных в дни царя Ѓордоса, которые грабители тоже притащили из Храма в Рим. Ведь ветви большой меноры, в которой первосвященник каждый день зажигал свечи и которая стояла внутри Храма, как известно, были прямыми.
“Grazie” – спасибо, сказал я экскурсоводу, растроганный, используя то немногое, что успел выучить на итальянском.
Читайте также