Интерес к кошерной продукции постоянно растёт – это факт, стоит только взглянуть на количество покупателей в магазинах и посетителей в ресторанах. Тем не менее, многие евреи боятся сложностей и ограничений, с которыми можно столкнуться, начав соблюдать один из важнейших законов Торы. Для того, чтобы развенчать миф о том, что кашрут возможен только в Израиле, мы поинтересовались у нескольких членов общины, соблюдающих кашрут, как им удаётся питаться кошерно, и какие трудности у них возникают.
Симона Шейнкер
Сотрудник БЦ «Шаарей Цедек»
Соблюдать кашрут я начала более 10 лет назад во время учёбы в институте «Махон Хамеш». Учась в еврейском заведении соблюдать достаточно легко, поэтому я сразу перешла на достаточно высокий уровень кашрута. Все мои подруги кошерно питались, поэтому не возникало мыслей из серии: «А не сбегать ли в Макдональдс за мороженым?» Хотя как раз мороженого во время учебы очень не хватало. Трудновато было во время поездок домой на каникулы, но и там я не умирала от голода.
Самая большая проблема для меня сейчас заключается в том, что при всём разнообразии продуктов в кошерных магазинах, есть некий дефицит продуктов, которые можно купить только в Израиле, или в Америке. Например в Москве практически невозможно найти кошерные крабовые палочки, который я обожаю. Трудности возникают и при «устрожении»: чем сильнее «устрожаешься», тем меньше выбор.
На данный момент у меня 2 кухни. Основная – мясная со всей необходимой техникой, начиная от посудомоечной машины и, заканчивая, мультиваркой. Из молочного у меня небольшая печка, плитка, блендер и немного посуды. Всё без труда помещается в одном шкафу.
Не стоит бояться просить о помощи, если что-то непонятно. Хороший вариант – найти своего «путеводителя» по кашруту и по еврейскому миру в целом. В наше время умереть от голода, соблюдая кашрут, просто невозможно. За то время, что я живу в Москве, многое изменилось и сейчас питаться кошерно гораздо легче и вкуснее, чем 15 назад.
Александр Новиков
Менеджер по продажам
Соблюдать кашрут я начал в 2002 году. Повлиял на меня раввин Йосеф Зельман, объяснив, что даже проживая в Москве это возможно делать. Первым делом, я перестал мешать мясное с молочным и начал пить только кошерное вино. Со временем я отказался от некошерного мяса, затем – от сыра, и только потом перешёл к кошерной посуде. Я двигался постепенно, и продолжаю брать на себя что-то новое до сих пор. Конечно, возникают и сложности. У меня только одна раковина, а мыть мясную и молочную посуду на весу трудновато, но дома я готовлю мало, в основном, завтраки и для Шабата. Из молочного я ем в основном что-то холодное: йогурты, сыр, так что это многое облегчает. Недопонимание возникает и в гостях: у родителей посуда пока некошерная, но я надеюсь, что мне удастся когда-нибудь убедить их откашеровать кухню. Что я могу сказать начинающим? Не берите на себя всё сразу, двигайтесь постепенно. Можно не тратиться сразу на два набора посуды, и, например, молочное есть одноразовой. Главное – больше учиться, чтобы соблюдать кашрут правильно.
Екатерина Кац Хен
PR/Event менеджер
Кошерно питаться я начала 17 лет назад, присоединившись к маме и сестре, но вскоре и сама поняла, насколько это важно для евреев, и теперь делаю это осознанной. Первым делом я отказалась от некошерного мяса, птицы и морепродуктов, а дополнительные нюансы учила и брала на себя постепенно, и делаю это до сих пор. В ресторанах я заказываю только разрешённую рыбу, овощи, десерты и молочные продукты – до еврейского молока я пока не доросла.
Что меня категорически не устраивает – ужасно высокие цены на кошерные продукты! Один только Пейсах обошёлся нашей семьей в 17 000 рублей. Я уверена, что если бы цены были ниже, было бы больше соблюдающих евреев.
Всё-таки, соблюдать стоит. Кошерное мясо, например, намного чище: оно хорошо промыто и высолено. Я сама ещё не дошла до идеального уровня соблюдения, но всё впереди.
Авраам Голдсмит
Заместитель директора ООО “Центр юридического сопровождения “Эмуна”
К кашруту я пришёл 5 лет назад, когда начал посещать в синагоге уроки своего первого учителя по еврейскому закону – раввина Гамлиеля Бинунского. Его слова о том, насколько важно еврею питаться кошерно, сильно на меня повлияли, и я начал соблюдать. Правда, делать это в России сложнее, чем в Израиле. Выбор продуктов гораздо больше, поэтому в Москве «молочку» я покупаю без экшера.
Как и многих других меня возмущают заоблачные цены в кошерных магазинах. Представьте, с какими сложностями сталкиваются молодые евреи и студенты? Не очень удобно, когда в квартире одна раковина, как у меня, а вот посуду разделить – не проблема. Несмотря на сложности ко всему привыкаешь. Главное, начать.
А как вы соблюдаете кашрут? Делитесь своими ответами в комментариях!
Материал подготовила Штерна Сара Белькина