Помните рассказ Виктора Драгунского о манной каше, которую ребёнок вылил на голову прохожему? А ведь для кого-то это практически реальность! Так, например, Андрей Макаревич в своей автобиографической книге «Сам Овца» рассказывает, как закидывал котлеты за шкаф, потому что есть их совершенно не хотел. И, наверное, почти у каждого взрослого есть такая забавная (или не очень) история из прошлого.
А еще очень у многих взрослых есть другая проблема – дети, которых надо кормить. Причем кормить сбалансировано, полезно и разнообразно, а не только жареной картошкой и макаронами с сосиской. Ну, а дети, ясное дело, хотят есть исключительно гамбургеры и конфеты.
Чтобы сохранить мир в семье и все же не чувствовать себя ужасной матерью, которая либо совсем не кормит ребенка, либо кормит абы чем, зачастую требуются творческое мышление, немалая выдержка и фантазия. Думаю, что все, читающие этот текст согласятся, что кормить ребенка, привязав его к стулу и заставляя открыть рот, заткнув нос – не наш метод. Остается понять, какой же метод наш.
Начну с риторического вопроса, а есть ли какая-то еда, которую вы сами не любите? Честно ответьте себе на этот вопрос. Заставлять ребенка есть – это насилие. Пищевое насилие, которое не может не отразиться на его развитии. И вся польза от правильного и сбалансированного питания теряется за вредом от примененного в процессе кормления насилия.
А теперь давайте поговорим о том, как все-таки совместить приятное с полезным, а именно удовольствие от еды с ее сбалансированностью. Существуют несколько общих правил, которые важно принимать в расчет. Кроме общих положений есть еще и более конкретные способы превратить прием пищи и постоянного противостояния в совместное удовольствие.
Правило №1. Ребёнок не будет голодать!
Здоровый ребенок не будет голодать. Если в доме есть еда, и ее можно есть, ребенок будет есть столько, сколько ему нужно. Ребенку важно научиться распознавать чувство голода и понимать, сколько еды ему необходимо.
Правило №2. Ребёнок здоров?
Важно смотреть не только на то, сколько ест ребенок, но и на то, как он себя при этом чувствует: есть ли у него силы веселиться и играть, насколько он активен и так далее. Если нет, стоит обратиться ко врачу, нарушения пищевого поведения могут говорить либо о болезни, либо о психических особенностях.
Правило №3. Едим по графику.
Лучше всего если приемы пищи происходят более менее в одно и то же время, тогда организм привыкает к графику, и ребенок успевает проголодаться.
Правило №4. Дать выбор.
Детям необходимо давать выбор, но не в общем виде «что ты хочешь есть?», а в формате «что ты хочешь сегодня на обед: это или это?». Вариантов выбора может быть несколько, смотря, что есть в доме, и что вы готовы приготовить. Выбор дает ощущение самостоятельности.
Правило №5. 2 часа поголодать – не страшно!
Если ребенок выбрал что-то, а потом отказался это есть или съел совсем мало, и вам кажется, что он проголодается через полчаса, скажите ему об этом. Напомните, что следующий прием пищи будет в обед или вечером. Спросите, точно ли он не хочет еще поесть. Если нет, то до следующей еды кормить ребенка сухариками, печеньями и конфетками не надо. Важно дать ему самому прожить этот опыт.
Правило №6. Перекус – только полезный!
Между едой не стоит давать ребенку те самые печенья, конфеты и сушки. Если вы хотите устроить перекус, пусть лучше этот будут фрукты или овощи.
Правило №7. Не навязывайте новые блюда.
Постарайтесь при составлении меню ориентироваться на вкусы ребенка. Но помните, что дети часто консервативны и им сложно пробовать новое. Поэтому новое лучше всего предлагать из своей тарелки и не навязывать. Рано или поздно желание подражать взрослым возьмет верх.
Правило №8. Будьте гибкими.
Не стоит ориентироваться в кормлении ребенка на то, чем кормили вас в детстве, всегда лучше начать заново, ведь многое меняется и в смысле взглядом на питание, и в смысле доступных продуктов и способов их приготовления. Так что будьте гибкими.
Правило №9. Готовьте вместе с детьми.
Готовьте еду вместе с детьми, они это обожают, а уж собственноручно приготовленное едят с намного большей охотой чем то, что вы приготовили для них, пусть и с любовью.
Правило №10. Творите.
Творите. Делайте из еды солнышко, ежика, улыбку и так далее – все, что порадует вашего малыша и сделает еду сюрпризом и праздником. Причем вовсе не обязательно все это придумывать самому, ведь в интернете уже полным полно самых разных вариантов таких вот творческих завтраков, обедов и ужинов для детей.
Правило №11. Главное.
И главное, настройтесь на то, что еда не должны быть борьбой, а совместным удовольствием!
Читайте также