Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что простой вопрос “Как дела?” может нести религиозный смысл, и что он играет важную роль в известном сюжете Торы?
В главе “Вайешев” (Брейшит 37-40), мы читаем о драматической судьбе Йосефа: разноцветная рубашка – знак отцовского расположения, ревность братьев, продажа Йосефа в рабство в Египет. После того, как он отверг домогательства жены своего хозяина, ложно обвиненный ею молодой Йосеф оказался заточенным в египетскую тюрьму. Там он встретил пекаря и виночерпия фараона и правильно истолковывал их вещие сны. Позже, когда фараону самому понадобилась интерпретация снов, виночерпий вспомнил о Йосефе, его вызволили из темницы и привели на ковер к фараону. Толкование сна, данное Йосефом, удовлетворило фараона, и молодой еврейский раб превратился в царедворца, и даже был назначен правителем всего Египта.
С чего началось спасение Йосефа? Оно началось с того, что заключенный в тюрьму Йосеф заметил, что виночерпий и пекарь выглядят подавлено. “И пришел к ним Йосеф утром, и увидел он их, и вот они сумрачны. И спросил он царедворцев фараона, которые с ним под стражей в доме его господина: “Почему ваши лица сумрачны сегодня?”” (Берейшит 40:6-7). Они рассказали ему о своих тревожных снах, Йосеф их верно истолковал, а что было дальше – хорошо известно.
Но зачем Йосефу нужно было вообще что-то у них спрашивать? Что странного в том, что в тюрьме люди выглядят грустно? По идее, в заточении депрессия является нормой.
Согласно объяснению Любавического Ребе, Йосеф проявил высшую степень заботы и участия в других людях. Оторванный от отца и родного дома, лишенный свободы, в чужой стране, он вполне мог бы упиваться своими несчастьями. Но увидев, что его товарищи по несчастью выглядят крайне обеспокоенными, он был достаточно внимателен, чтобы поинтересоваться их состоянием. В итоге он не только помог им, но и его собственное спасение пришло благодаря этой судьбоносной встрече. Если бы он подумал: “Ну, у меня и своих проблем хватает, почему я еще должен о них волноваться?”, – то, вероятно, томился бы на тюремных нарах целую вечность. Иногда, говорит Ребе, простой вопрос “Как дела?” может сыграть судьбоносную роль в истории.
Этот эпизод учит нас быть в жизни приветливее. Приветствовать людей; может быть, немного чаще улыбаться.
Несколько лет назад, я изучал один из трактатов Талмуда, где говорилось об одном великом мудреце, утверждавшем, что он никогда не ждал, пока с ним поздороваются и всегда сам здоровался со всеми первым. Я решил опробовать такой подход на практике. Здесь в Йоханненсбурге каждый Шабат мне приходится идти пару километров до синагоги и обратно, и на пути мне встречается множество прохожих, в основном местных чернокожих. Очень редко кто-то из них здоровался со мной, но сейчас я первым говорю им “Доброе утро”. Они всегда отвечают мне, хотя я должен признаться, что некоторые из них при этом выглядят крайне удивленными. В стране, где на протяжении многих лет они не считались полноправными гражданами, простое приветствие может одарить человеческим теплом. И наоборот, я порой неприятно удивляюсь, когда другой еврей проходит прямом мимо меня, даже не кивнув мне в ответ головой.
Когда мы спрашиваем знакомых “Как дела?”, рассчитываем ли мы получить ответ? Попробуйте провести такой эксперимент. В следующий раз, когда вас спросят, как дела, ответьте: “Паршиво!”, – и посмотрите, действительно ли человек слушает и реагирует на ваши слова, или он продолжает вести себя, как ни в чем не бывало, не обращая внимания на ваш ответ.
Помимо многих выдающихся качеств Йосефа, которые мы должны стараться перенять и воспитать в себе, в этом довольно простом эпизоде Йосеф напоминает нам, что нужно искренне интересоваться состоянием других людей. Это не должно быть ниже нашего достоинства, и мы также не должны подавлять в себе стремление честно и искренне интересоваться состоянием других. Кто знает, может это изменит не только их жизнь, но и нашу.
Перевод Анны Каллер