Для Израиля, который привык к нестандартным для 21-го века ситуациям и даже к войнам, этот год тоже был непростым.
Именно Израиль одинм из первых в мире ввел суровый карантин. К сожалению, сразу же после этого жесточайшего локдауна гайки точно так же тотально открутили, ведь забрать свободу у вольнолюбивых израильтян нелегко. Частично поэтому Израиль оказался первой страной, где был впоследствии введен и второй локдаун, а затем и третий.
К счастью, третий локдаун был объявлен именно для того, чтобы осуществить почти тотальную вакцинацию населения. В Израиле эта акция по построению Success Story вакцины компании Файзер оказалась возможна потому, что вакцинировать поголовно всех в нашем относительно маленьком, очень островном, но очень продвинутом, с медицинской точки зрения, государстве намного проще, чем в Европе или Америке.
Процент вакцинированных в Израиле на сегодняшний день уже превышает 50% населения, при том, что дети до 16 лет пока не вакцинируются. А Израиль — государство молодое, детей здесь много.
Некоторые израильские банки именно благодаря коронавирусу сделали небольшой шажок в 21-й век. И если еще в прошлом году нашей адвокатской коллегии приходилось умолять их открывать счета для наших клиентов, граждан-нерезидентов, а наши просьбы об открытии личного счета на крупную сумму без физического присутствия клиента вообще не принимались всерьез, то сегодня, в прямом смысле благодаря «короне», банки уже не смеются нам в лицо. Более того – они наконец поняли, что нет никакой разницы в том, видит ли тель-авивский банкир клиента через пластиковую перегородку на своем столе в банке или же он видит его через пластиковый экран монитора.
Еще один важный урок в «коронные» дни преподал нам рынок израильской недвижимости. Много лет назад я шутил, что знаю простой рецепт снижения цен на тель-авивские квартиры, мол, для этого нужно всего лишь, чтобы в небе над Тель-Авивом была сбита одна палестинская «болванка». Это шутливое пророчество жизнь уже давно опровергла – палестинские ракеты за эти годы сбивались над Тель-Авивом неоднократно, а вот цены на израильскую недвижимость сбить так и не удалось. Напротив – медленно, но верно они движутся вверх.
Вопрос о том, как рынок израильской недвижимости отреагирует на коронавирус, был одним из самых болезненных в марте-апреле прошлого года. Причины волноваться, безусловно, были достаточно весомы:
- до «короны» процент безработных в Израиле был меньше 4%, с развитием пандемии он превысил 20%.
- в результате того, что рухнули мировые биржи, и пенсионные фонды, соответственно, потеряли деньги, то есть наши сбережения на отдаленную перспективу, это стало психологичесмик ударом по нашему субъективному ощущению обеспеченности.
Цены на аренду, в среднем по больнице, все же немного снизились. И этому есть целый спектр объективных объяснений, например, даже тот факт, что студенты, которые год не посещали лекции, были вынуждены вернуться в родительский дом, будучи не в состоянии оплачивать аренду. Наемным работникам сферы обслуживания, которые пострадали из-за «короны» сильнее других, также пришлось каким-то способом ограничить расходы аренду или вовсе от нее отказаться.
Понятно, что во время локдаунов резко падало количество сделок на рынке покупки. Но, как показал опыт, покупка недвижимости совсем не похожа на визит в парикмахерскую. Если ты три месяца не мог пойти постричься, то это три навсегда потерянные «сделки» для твоего парикмахера. Покупка недвижимости совершается совсем по другим принципам. Если в среднем в месяц покупки совершало 100 человек, а в какой-то месяц вместо 100 было только 10 сделок, то это не говорит о том, что в следующем месяце их снова будет 100. Это говорит о том, что эти 90 «недокупленных» квартир скорее всего купят в ближайшие месяцы.
Несмотря на локдаун, общий объем ипотечных сумм в 2020 году побил все рекорды. То есть рынок израильской недвижимости в очередной раз доказал свою устойчивость к новому и совершенно неожиданному вызову. Если год назад мы знали, что небольшие войны не влияют на цену израильской недвижимости, то сейчас мы поняли, что и войну с пандемией эти цены тоже выдерживают. Возможно, немного изменился характер спроса на недвижимость: сегодня покупатели больше, чем раньше, уделяют внимания балконам, те, кто может себе это позволить, предпочитают частные дома квартирам в центре Тель-Авива. Но глобально можно сказать, что рынок израильской жилой недвижимости вышел из этого кризиса закаленным.
Сегодня с уверенностью можно сделать следующий прогноз: мы не знаем, что будет с ценами на недвижимость через полгода или год, но догадываемся, что с ними будет года через три-четыре. Скорее всего, они резко повысятся, потому что если рынок израильской недвижимости в чем-то и пострадал в 2020 году, то это произошло в сфере планирования и выразилось в резком уменьшении количества разрешений на строительство новых объектов, которые не успели начать строить до короны. Сегодня мы этого пока не ощущаем, но через несколько лет недополученные разрешения превратятся в недостроенные квартиры. И если, как мы предполагаем, спрос на израильскую недвижимость по-прежнему будет велик как внутри страны, так и извне, то вполне можно ожидать, что нехватка предложения приведет к очередному витку роста цен, который на этот раз может оказаться взрывным.
Член Президиума Торгово-Промышленной палаты “Израиль – Россия”.
Магистр Тель-Авивского университета по специализации «Коммерческое право» (диплом с отличием).
Офицер юстиции запаса Армии обороны Израиля.
Читайте также