Праздник Песах, отмечающий Исход из Египта, называется “временем нашей свободы”. И Тора обязывает нас всегда помнить об этом освобождении. В Пасхальной Агаде говорится: “В каждом поколении, каждый день человек должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел сегодня из Египта”. Это означает, что для еврея процесс “выхода на свободу” должен быть перманентным.
На первый взгляд, сам термин “свобода”, применительно к Исходу из Египта, может показаться противоречивым и непонятным. Ведь Всевышний освободил нас от египетского рабства только затем, чтобы мы служили Ему. Как сказано в Торе (в словах, обращенных к Моисею): “Когда ты выведешь этот народ из Египта, будете вы служить Вс-сильному…” До сих пор мы служили египетскому фараону, а с момента Исхода из Египта превратились в рабов Б-жьих. Ведь на первый взгляд, Тора и ее заповеди – это тяжелое бремя, рабство (“будете служить!”), а вовсе не свобода.
Относительность свободы
Чтобы все это понять, попробуем проанализировать, что есть свобода. Ведь свобода – это понятие весьма относительное.
Что такое свобода с точки зрения растения? Это свобода роста. Когда у растения есть все необходимые условия для нормального произрастания: хорошая почва, вода, свет, воздух и так далее – тогда оно “свободно” от всех “тревог” и невзгод.
У животных совсем иначе. Даже если у зверя есть в достатке все необходимое – корм, питье и тому подобное – но он прикован к одному месту, то для него это худшая неволя. Поскольку это противоречит сущности его бытия. Для него свобода – это возможность свободно передвигаться.
Но и это не определяет полностью понятие свободы с точки зрения человека, существа, наделенного разумом. Даже если у него всего в достатке, и он обладает полной свободой передвижения, но лишен свободы интеллектуальной, то для него это худшее рабство, поскольку противоречит его сути. Для человека свобода – это доступ к информации, возможность изучать и умудряться.
Свобода души
Б-жественная душа каждого еврея, которая называется “частицей бесконечной сущности Б-га свыше”, даже облекаясь в материальное тело, сохраняет свою связь со Всевышним, с Бесконечным. Для нее неволя – это уровень вчерашнего дня, ступень, на которой человек находился вчера. А свобода – это возможность не стоять на одном месте, а каждый день, благодаря Торе и ее заповедям, подниматься на уровень выше, становясь ближе к Бесконечному.
Поэтому сказали наши Мудрецы, что “лишь тот по-настоящему свободен, кто занимается изучением Торы”. Тора для еврея – это как вода для рыбы. Не “бремя”, а жизненная необходимость. Лишь изучая Тору и соблюдая ее Заповеди, еврей живет истинной жизнью.
Не порабощение
Всевышний сотворил нас так, что необходимость соблюдать Тору и ее заповеди заложена в саму нашу суть. Это не принуждение и не порабощение, а наоборот соответствует сущности нашего бытия.
Истинное понятие свободы для человека связано с возможностью наиболее полного выражения своих желаний. У еврея, чья истинная сущность – есть его Б-жественная душа, стремящаяся к своему Источнику, истинная свобода означает возможность служить Творцу и, благодаря Торе и соблюдению Заповедей, становиться ближе к Нему. То, что может казаться “бременем”, на самом деле определяет саму сущность жизни еврея, и означает наивысшую степень свободы.
Из бесед Ребе