Сонный, равнодушно наблюдающий за пробегающими туристами, городок Тудела когда-то подарил миру плеяду замечательных личностей. Но, это было давно, а сегодня осыпающуюся штукатурку древних зданий уродуют пропалестинские граффити. Город жив, но пребывает в летаргическом сне уже сотни лет… Жители не торопятся – сиеста продолжается столетиями. Туделе около двух тысяч лет, как и ее побратиму – святому еврейскому городу Тверии. Факт “братства” закреплен памятником и сквериком.
Многие годы в городе сосуществовали христиане, евреи и мусульмане. Каждая из общин оставила свой след в архитектуре и истории города.
Самым ярким периодом в истории Туделы является XII – XIII вв. В это время в городе родились и жили, правда, обычно недолго, удивительные люди: мусульманский поэт Аль-Ама аль-Титули (Слепец из Туделы) и клирик Гильом из Туделы – автор единственного литературного памятника староокситанской литературы. Но они интересны в основном узким специалистам.
В то же время еврейская община города подарила миру путешественника Беньямина, поэтов Авраама ибн Эзру и Иехуда ха-Леви, и величайшего каббалиста Авраама Абулафию.
Память о них увековечена в названии городских улиц. Синагога в XVI веке была перестроена в одну из капелл собора Санта Марии. Фасад собора до ХХ века “украшал” длинный список под названием “Ла Манта” – с именами уличенных в соблюдении еврейских традиций “новых христиан”. В маленьких городах все на виду, и память у людей хорошая. Список, хоть и полинявший, до сих пор на месте.
Память о гениальных евреях осталась на бумаге и в человеческих душах.
Путешественник Беньямин из Туделы.
После своего многолетнего путешествия по различным странам Средиземноморья и Ближнего Востока, рабби Беньямин написал “Книгу путешествий”, в которой достаточно подробно описывает увиденное. Его книга – один из важнейших источников информации по общей и еврейской истории и исторической географии того периода. Пару слов о том, что он увидел в городе побратиме его родины – Тверии: “Оттуда пять фарсанг до Тивериады, лежащей на Иордане, который здесь принимает название озера Киннерефского; выходя отсюда, Иордан стремительно течет по морю равнины и, образуя водопад при подошве Фасги, вливается в Содомское, или Соляное море. В Тивериаде около пятидесяти евреев, и во главе их р. Авраам, астроном, р. Мухтар и р. Исаак. Здесь бьют из недра земли горячие ключи, называемые термами тивериадскими, а по близости синагога Халева, сына Иефониина, и кладбище еврейское, где похоронены р. Иоханан, сын Закая, и р. Ионатан бен Леви”.
Поэт, раввин, философ Иехуда ха Леви.
Четыре книги, по мнению мудрецов, дают понимание истинного пути: ТаНах, Мишна, “Шмона праким” РАМБАМа и “Кузари” Иехуда ха Леви.
Медицинская практика обеспечивала материальное благополучие Иехуда ха Леви, он принимал активное участие в выкупе евреев, захваченных в плен иноверцами. Страстным желанием Иехуды ха-Леви было переселение в Землю Израиля. Оно сформировалось под воздействием целого ряда обстоятельств — осознания невозможности безопасного существования евреев в галуте, политических соображений, жажды позитивного искупительного акта, мессианских чаяний, охвативших Иехуду ха-Леви после того, как однажды ему было видение, что избавление придет в 4890 (1130) г. Решение Иехуды ха-Леви о переселении в Эрец-Исраэль подкреплялось его собственным философским учением о связи Б-га Израиля с народом Израиля, страной Израиля и священным языком Израиля — ивритом.
Преодолев многочисленные колебания Иехуда ха Леви отправился в Египет, где скончался так и не добравшись до Святой Земли. По другой версии, поэт достиг Иерусалима, и в тот момент, когда он целовал камни священного города, распевая свою элегию «Сион, неужто ты не спросишь…» («Цион хало тиш’али…»), его растоптал конь сарацина.
Основным произведением Иехуда ха Леви является “Сефер ха Кузари”. Книга является не столько систематическим философским трактатом, сколько апологией иудаизма, которой придана форма полемики с философией Аристотеля, а также с христианством и исламом. Религиозно-философское учение Иехуды ха-Леви основано на идее превосходства непосредственного религиозного опыта над дедуктивным знанием.
Поэт, путешественник и отец комбинаторики Авраам ибн-Эзра.
Рабби Авраам Ибн-Эзра – знаменитый толкователь Торы, признанный поэт, блестящий грамматик иврита, философ. Он умер в 1167 года, по различным мнениям похоронен или в Риме, или Кастилии, или Стране Израиля, куда всю жизнь стремился и которую, возможно, впервые посетил на пути из Каира в Багдад. Кроме философских и поэтических сборников, он оставил после себя труды по астрономии и математике. Путешествуя из страны в страну, он участвовал в дискуссиях, писал статьи и книги. Вот только некоторые из стран, куда занесла его судьба: Южная Франция, Италия, Северная Африка, Египет, Ирак, Северная Франция (где его принимали два великих внука Раши – рабейну Там и Рашбам), Англия. Как видим, Ибн-Эзра побывал во всех главных центрах еврейской учености. И везде выступал не как ученик, а как признанный мудрец, щедро делящийся с другими своими обширными знаниями.
И все же главным делом его жизни следует признать комментарий на Хумаш (Пятикнижие). Он немногословен, но исключительно точен. Областью его интереса является «пшат», – самый простой уровень толкования, который даёт конкретное описание смысла Торы. Без «пшата» нельзя проникнуть в более глубокие пласты Писания.
Однажды, он плыл на корабле, со своими учениками по Средиземному морю и попали в плен к пиратам. Начался шторм и судно стало тонуть. Выбросили за борт весь груз, но это не помогло. Тогда решили, что каждого седьмого надо тоже бросить в море. Абрахам Ибн Эзра расставил своих учеников так, что как не считали слева направо или справа налево, каждым седьмым оказывался пират. С тех пор Ибн Эзра и считается отцом комбинаторики.
Что же касается стихов, вот одно из его четверостиший:
Звезды в заговор вступили в ночь, когда я нарождался,
Оттого не удается мне, за что б я ни принялся.
Торговал бы я свечами – вечно солнце бы светило.
Шил бы саваны умершим – смерть бы к людям путь забыла.
Перед самой кончиной, в комментарии к Лех-Леха 12:4 он писал: «Я – Авраам, и мне семьдесят пять лет. Я выхожу из Харана, из этой жизни, и ухожу в грядущий мир. Вся моя жизнь была годами бедности и скитаний. Шёл я тропами галута (еврейского рассеяния) – и нигде не останавливался…». Этот комментарий никогда не потеряет своей актуальности, как и другие комментарии Ибн Эзры.
Удивительно, но не чувствуется сегодня в городе Туделе ни поэзии, ни комбинаторики…
А еще не чувствуется пророчества, каббалы и мистицизма рава Авраама Абулафии. Этот человек должен был оставить после себя НЕПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ ПОТОК СВЕТА…
Я не буду даже пытаться писать про него, но очень рекомендую всем интересующимся иудаизмом и медитативными практиками ознакомиться с его наследием. Согласно легенде, духовные знания он получил, подержав в руках камни из наперсника первосвященника. Придется теперь ехать по его следам на остров Комино, дабы «снять печать с души, развязать узлы, опутавшие ее».
Автор: Анна Нисневич
Читайте также