Со второго дня Песаха и до праздника Шавуот мы исполняем заповедь “сефират аомер” – “счет омера”. Во времена Храма в первый день мы должны были принести в Храм особую жертву – “омер”, сноп ячменя, и после этого отсчитать 49 дней. Но даже сегодня, когда Храма нет, заповедь считать дни омера остается. Считаем мы, кстати, не только дни, но и недели.
Любопытно, что, когда в качестве храмовой жертвы приносились изделия из муки или зерно, это всегда была пшеница. Единственным исключением был “омер”, сноп именно ячменя. В этом заключается, как мы увидим ниже, важный урок.
Считайте себе
Начнем с самой формулировки заповеди. В Торе сказано не просто “считайте”, но “усфартем лахем” – “считайте себе”. Что означает вот это “себе”? Талмуд объясняет, что есть два способа считать дни. Бывает, что Сангедрин производит календарные вычисления и объявляет результаты для всей общины: например, Новомесячье тогда-то. А бывает так, что обязанность считать лежит на каждом отдельном человеке. Вот это и означает: “считайте себе”. Никто не может выполнить заповедь “сфират омер” за вас, каждый должен сделать это сам.
В Сефер Ахинух приводится еще одно объяснение того, почему сказано “считайте себе”. Счет омера – это дни между праздниками Песах и Шавуот, между Исходом и Дарованием Торы. Б-г с самого начала повелел Моше освободить народ именно с той целью, чтобы евреи получили Тору. Поэтому время после Исхода – это время великого ожидания, подготовки к грандиозному событию. Мы считаем дни, как это делает ребенок, который в предвкушении праздника вычеркивает даты из календаря.
Вперед, а не назад
Но тогда, возможно, нам следовало бы поступать наоборот – считать дни от сорок девятого до первого, т.е. делать акцент не на том, сколько дней прошло после Исхода, а на том, сколько их осталось до Дарования Торы?
Согласно Каббале и учению хасидизма, ответ на этот вопрос как раз и содержится в формулировке “считайте себе”. Счет омера – не просто дни пассивного ожидания, а время интенсивной подготовки, совершенствования основных человеческих качеств. А совершенствование – это всегда движение вперед, от начала к завершающему этапу, а не наоборот. Поэтому и считаем от одного до сорока девяти.
Огранка сапфира
Считая дни омера, в тексте молитвы мы каждый раз упоминаем тот духовный аспект, который мы очищаем в этот конкретный день.
Этих аспектов, или качеств, семь:
Хесед – милосердие, щедрость;
Гвура – дисциплина, сдержанность;
Тиферет – гармония, сострадание;
Нецах – стойкость, устремленность;
Од – смиренность;
Йесод – сопричастность, связь;
Малхут – благородство, лидерство.
При этом каждое из качеств как бы включает в себя все остальные, и таким образом получается сорок девять ступеней, по которым мы должны подниматься выше и выше, очищая и готовя себя к Дарованию Торы.
При этом важно понимать, что недостаточно очистить только качества Б-жественной души, то есть, говоря простым языком, наши “высокие” помыслы и убеждения. Необходимо усовершенствовать и качества нашей животной души, т.е. наши земные, повседневные устремления и эмоции. Намек на это содержится как раз в самой жертве омера: ячмень – это пища животного!
Алтер Ребе говорит, что слово “усфартем” (“и считайте”) происходит от того же корня, что и “сапир” (“сапфир”): когда вы, считая дни омера, очиститесь, то станете подобны прозрачному, сияющему драгоценному камню. Только тогда мы сумеем подготовиться к получению Торы, выработать у себя те тонкие настройки души, которые необходимы для ее восприятия (точно так же, как только человек с хорошо развитым слухом сможет получить удовольствие от изысканной музыки).
Сорок девять дней счета омера – и есть инструменты для настройки нашей души.
Интересные идеи о том, как можно на практике использовать дни омера для самосовершенствования, предлагает известный американский раввин Саймон Джейкобсон.
Например, в счете омера мы читаем: “Малхут ше бе гвура” – “Благородство в дисциплине”. Когда мы воспитываем ребенка, надо делать это уважительно, не ломая его чувство собственного достоинства.
Или: “Хесед ше бе тиферет” – “Доброта в сострадании”. Не просто окажи помощь тому, кто в ней нуждается, но помоги с добрым словом, с улыбкой.
Р-н Менахем Мендл Певзнер