Иру мне представили, как активистку молодёжного клуба «Jewell». Оказалось, что помимо еврейской деятельности, Ира – кандидат медицинских наук, врач-стоматолог, преподаватель стоматологии во «Втором меде» и куратор, волонтёрского клуба «Федеративная республика здоровой молодёжи «Территория детских улыбок»».
-Как ты узнала о том, что ты еврейка?
-О своей национальности я задумалась, когда впервые пришла в университет – Первый медицинский университет имени И.М. Сеченова. Новые одногруппники сразу же спросили, кто я. Я утверждала, что я русская, но мне не верили – внешность не такая, фамилия странная. В Первом медицинском учится много разных ребят, поэтому эта тема не была каким-то табу. Вернувшись домой, я пристала с вопросами к маме: «Кто я?». Тогда и настал момент истины. Мама рассказала, что раньше молодёжь подпольно собиралась в хоральной синагоге на Китай-городе. Там было закрытое тайное общество, что-то вроде «Совкового евростарса».
Уже потом я вспомнила мацу на столе и какие-то детали, но никто никогда не акцентировал на еврейской атрибутике внимание. Мама думала, что если понадобится, я приду к этому сама.
-Что изменилось после этого разговора?
-Поначалу ничего. О еврейских программах Москвы я ничего не знала. Еврейство просто стало для меня новой информацией. Когда наступил Пейсах, мама снова купила мацу, и я уже поняла, что это не просто хлебцы. Открыв коробку, я увидела буклетик о еврейском лагере «Ган Исроэль». На который я уже не проходила по возрасту… Я пристала к маме с вопросами, почему она меня не отправляла туда, но тут же увидела информацию о «Таглите», куда я сразу решила поехать.
Меня вызвали в «Сохнут», полтора часа задавали вопросы – целая история. Так, в 2007 году я впервые побывала в Израиле.
В прошлом году я по «Таглиту» сама возила группу врачей. Я чувствовала себя в своей стихии! К тому же израильская медицина – одна из лучших. Я везла целый автобус людей, прошедших тот же путь, что и я: практики, экзамены, которые понимали меня, как никто другой.
– Что привело тебя в синагогу?
-На «Таглите» мне рассказали о том, что есть программа, на которой евреям платят деньги за то, что они посещают лекции! Сначала я не поверила, потому что мы привыкли сами платить за повышение своего IQ. А тут целых 150$. Даже для человека с повышенной стипендией, а у меня она тогда была целых 1200 рублей, это была приятная прибавка.
Так я начала ходить. Поначалу было странно – столько информации сразу обрушилось, праздников.
Происходило это ещё в Хоральной синагоге на Китай-городе, до приезда Михоэля Ставропольского в Москву и возникновения клуба «Jewell». Я очень благодарна “Хоралке” за то прекрасное время, раввинам и преподавателям. Именно там я открыла для себя многообразие еврейского мира и поняла, насколько это важно!
Уроки дали мне большой толчок для дальнейшего духовного развития. Там я узнала о существовании книги «Тегилим» с псалмами Давида. И, что интересно, это на самом деле работает.
Однажды я пришла на экзамен, зная только 15 вопросов, что мне не свойственно. И мне попались три из них! У меня появилась первая мезуза. Во время проездок в Израиль в качестве мадрихи, я познакомилась со своим будущим раввином.
-У тебя есть свой раввин?
-Да, Рувен Альберсон. Когда мне тяжело, я пишу ему. Я не обременяю его сложными вопросами, но просто от того, что он есть, мне становится спокойнее. Так случается, что, в трудные периоды, он каким-то чудом приезжает в Москву. Раньше я не понимала – каково это, иметь своего раввина, не могла объяснить, каково это и в принципе – зачем? На самом деле сейчас я могу сказать с полной уверенностью, что найти себе наставника непросто, но очень важно.
Впервые познакомившись с ним, я испугалась – рыжий, с бородой, в шляпе, в капоте… Но, оказалось, что и раввин может быть весёлым, ярким, жизнерадостным человеком, любящем пошутить и посмеяться.
-Как родители отнеслись к твоему новому «увлечению» еврейством?
-Сложно. У меня папа- русский, поэтому он не понимал, почему я вдруг взяла еврейское имя, неужели я хочу отказаться от родного отца. Он знал о том, что мама еврейка, но надеялся, что я пойду по его стопам. Я же, наоборот, тяну маму за собой. В конце концов, я просто сказала ему: «Прочитай Тору, а потом делай выводы!». Он прочитал. Сейчас он уже сам вспоминает о праздниках. Если Рош а шана – спрашивает: «Так, где мёд и яблоки?», вспоминает про вино. Хотя яйца на Пасху тоже красит.
-Какое имя ты взяла?
-Ирис. Я искала что-нибудь милое, оригинальное и ненавязчивое.
-Как ты пришла именно в МЕОЦ?
-Про Михоэля я узнала сразу, как только он приехал. Просто ходить на занятия мне, признаюсь, становилось скучно, но и без дела сидеть я не привыкла. Так я начала заниматься привлечением в общину людей. Пока я звала людей, начала узнавать, что многие из них начали ходить в Марьину рощу.
В новое место перейти сложно: новые люди, новое место. Я смотрела на фотографии из поездок «Eurostars» и безумно хотела присоединиться. Когда я переборола себя и пришла, то пожалела, что так долго не решалась менять локацию. Изменилось только место, а не люди! Ходить я начала к реб Моти Вайсбергу, очаровавшему меня ещё во время поездки для девочек в Америку.
Мне очень нравится подход преподавателей и организаторов подобных поездок. Ничего никому не навязывают, вплоть до того, что девочек не заставляют надевать длинные юбки. Хотя, если бы мне сказали, что это обязательно, я бы не сопротивлялась: везде свой дресс-код.
Моти пленил своей заботой. Честно признаюсь, даже не все папы так заботятся о своих дочерях! «Девочки, вы голодные? Девочки, вы замёрзли?».
Реб Моти приезжал к нам домой вешать мезузы – мама очень волновалась, но он и на неё произвёл огромное впечатление. Когда он предложил сделать селфи, он вообще выпала.
-Какие впечатления от поездки «Eurostars»?
-Я безумно рада тому, что поехала. В том году мы путешествовали по еврейским местам Испании и Португалии. От поездки я ждала новых знаний, новых эмоций и знакомств и получила всё в двойном размере. Мы ездили по городам, до которых доезжают не все туристы, поэтому, конечно, поездка запоминающаяся.
-Твоя мама ходит в синагогу?
-Временами я её вытаскиваю. Я узнала о поездке для женщин, организованной женой раввина Лазара. Думаю, это прекрасная возможность увидеть Америку, побывать на Оэле. Мне очень хочется поделиться с ней своими эмоциями, чтобы она испытала то же, что и я.
– Ты окончила медицинский университет…
-По специальности я стоматолог-терапевт, им же и работала. В какой-то момент работа мне наскучила, и я стала детским стоматологом – буря новых эмоций, переживаний и впечатлений от “маленьких” пациентов.
Но жизнь не стоит на месте и я сейчас учусь на хирурга- имплантолога. К тому же, это очень перспективно.
После того, как учёба закончилась, я стала сама преподавать во Втором меде.
-Каково тебе преподавать?
-Я доросла до кандидата медицинских наук и от старшего лаборанта до заведующей учебной частью кафедры: принимаю зачёты, ставлю оценки. Кому-то я могу показаться строгой, кому-то прикольной. Но преподавать мне очень нравится.
-Чем ты занимаешься помимо работы?
-Недавно с подругой мы организовали волонтёрский клуб «Федеративная республика здоровой молодёжи «Территория детских улыбок»». Мы волонтёрим уже лет 6. С подругой мы познакомились на работе. На тот момент мне опять стало скучно, и мы решили создать что-то своё.
-Что именно вы делаете в рамках волонтёрского клуба?
– Мы курируем детские дома. В Москве в этом необходимости нет – здесь много спонсоров и желающих помочь. Стоит немножко отъехать и ситуация выглядит намного плачевней.
Я беру своих студентов в детские дома, мы приезжаем, показываем сценки, привозим нужные подарки. Потом бесплатно лечим зубы. Одна из компаний-спонсоров «Splat» подарила нам портативную бор-машину. Пару раз в месяц мы проводим мероприятия по профориентации для школьников – рассказываем им о работе врача, чтобы в будущем они понимали, насколько они хотят этим заниматься.
На мероприятии «День рождения Чебурашки: город профессий», куда ежегодно съезжается более 2000 детей из разных детских домов, мы представляли палатку врачей. Мы проверяли зубы, рисовали кариозных монстров. Это аналог «Кидзании», но для детей, нуждающихся в особенном внимании.
Со студентами мы ходим в детские сады и школы с разработанной нами программой профилактики стоматологических заболеваний, показываем сценки, после чего проверяем детям зубы и пишем в карточках рекомендации для родителей. Для студентов – это хорошая практика, а для родителей – бесплатная консультация.
В 2015 году наш клуб занял второе место во Всероссийском конкурсе “Доброволец России” в номинации “Медицинское волонтёрство”.
-О чём ты мечтаешь?
-Буду банальна. Как и все девочки, я мечтаю найти свою половинку. В карьерном плане, на мой взгляд, я уже чего-то добилась, хотя всё ещё впереди. Но есть намного более важные вещи! Хочется реализоваться в семье.
Мечтаю о волшебстве и сказке. Почему бы и нет?
Штерна Сара Белькина