В 9 главе книги Эстер приводится интересный диалог между Ахашверошем и Эстер. Это было уже после того, как евреям было разрешено защищаться от врагов:
«И сказал царь царице Эстер: в столице Шушан убили иудеи и погубили пятьсот человек и десять сыновей Ѓамана. В остальных областях царя что они сделали? И какая просьба твоя? И будет исполнена. И какое желание твое еще? И будет сделано. И сказала Эстер: если царю угодно, пусть позволено будет и завтра иудеям, которые в Шушане, делать то же, что и сегодня; и десятерых сыновей Ѓамана пусть повесят на дереве». И царь одобрил просьбу Эстер, и в дополнительный день «собрались иудеи, которые в Шушане… и убили в Шушане триста человек».
Раввин Лазар процитировал эти слова, произнося «лехаим» на фарбренгене в прошлый Шабат – в Шушан Пурим. И он поднял фундаментальный вопрос: Триста человек кажутся незначительным числом по сравнению с семьюдесятью пятью тысячами врагов, убитых в остальных провинциях царя. Это даже меньше пятисот, убитых в Шушане в первый день. Почему же тогда был нужен дополнительный день войны в Шушане, и почему он настолько важен, что был установлен на поколения как праздник «Шушан Пурим»?
Первым делом раввин Лазар задал второй вопрос, чтобы подойти к ответу. Это известный вопрос из Гемары: «Есть ли упоминание Ѓамана в Торе? Есть. Сказано: “С дерева ли (ѓа-мин), о котором Я заповедал тебе не есть, ты ел?”» Существует глубокая связь между Ѓаманом и грехом Древа познания. Какова же она? В Древе познания добра и зла были заключены три нечистые «клипот», и в результате греха Адама они вышли из потенциала в реальность и проявились в мире. Ѓаман из рода Амалека представляет собой пик силы проявления этих клипот в мире.
Исправление клипот требует глубокой духовной работы. Число триста намекает на эту глубину: число сто выражает все аспекты десяти сфирот (10×10=100), а три раза по сто символизирует очищение трех нечистых клипот таким путем. И действительно, в Таргум Эстер подчеркивается, что те триста убитых не были обычными врагами, а происходили именно из семени Амалека – это было самое глубокое выражение сил нечистоты.
Такое объяснение согласуется с мыслью Ребе. Почему «Шушан Пурим» назван именно так, несмотря на то что этот день является Пуримом во всех городах, окруженных стенами во времена Йеѓошуа бин Нуна, и главная цель этого праздника – почтить города Страны Израиля, которые тогда были разрушены, ведь именно так объясняет Гемара? Здесь подчеркивается, что даже «Шушан», столица империи изгнания, становится делом святости, «Пуримом», зло превращается в добро. Шушан Пурим — это не просто день дополнительной радости. Он выражает глубокую духовную работу по очищению зла в его корне, исправление греха Древа познания, победу света над тьмой на самом внутреннем духовном уровне.
Читайте также