Невозможно остаться равнодушным к еженедельному танцу всех молящихся в главной синагоге «Марьина Роща». Каждый вечер субботы, в конце пения «Леха доди», начинается танец. Этот обычай уже давно ввел Главный раввин России Берл Лазар. Танец погружает всех в прекрасную атмосферу царицы-субботы. Особенно это чувствуется в шабаты, начинающие неделю, в которой будет праздник. В честь этого праздника поют «Леха доди» на мелодию, подходящую к дате. И в прошлый вечер шабата все, без согласования, начали петь мелодию, на которую исполняют слова «И было во дни Ахашвероша». Этот нигун полон радостной силы, которая наполняет атмосферу праздника Пурим, в особенности в Хабаде.
Возможно, надо пояснить, почему поют песню именно на слова первого стиха книги Эстер. Это уникально для Хабада, а в других хасидских течениях выбирают более подходящие к радостной атмосфере слова. Я обратился к моему родственнику, знатоку хасидских нигунов, р. Биньямину Нойфельду, и он ответил мне так:
В прошлом эту мелодию пели на Пурим как танцевальную мелодию без слов, но однажды кто-то, хорошо выполнив заповедь Пурима «выпить», стал напевать эту мелодию с первыми словами Свитка Эстер «И было во дни Ахашвероша». Это понравилось хасидам и особенно Ребе, который с особым энтузиазмом поощрял исполнение этого напева. Можно попробовать понять, почему Ребе был так рад этим словам. В одной из бесед Ребе во время Пурима он привел два толкования имени Ахашверош. Гемара говорит, что это имя может быть расшифровано как «ахарит ве-рош», первый и последний, и это может относиться как к Всевышнему, Первому и Последнему в мире, так и к царю Персии. Ребе объяснил, что оба понимания связаны. Целью жизни Ахашвероша в мире было чудо Пурима, сам он ничего не значил. Это некоторым образом самоустранение ради шлихута, через него раскрылось существование «Первого и Последнего в мире».
Читайте также