Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

«Хаверим» – первый еврейский центр при МГУ

06 марта 2020 / Главная / Jewrnal / Раввин без галстука
search
chaverim

При МГУ уже несколько лет работает еврейский центр «Хаверим». В беседе с его основателем раввином Мамашем Скалкой мы узнали, что это за формат и для чего он нужен современному студенту.

Что вдохновило вас на создание «Хаверима»?

В 2012 году мне пришла в голову идея открыть общину «Хаверим», потому что подобные еврейские центры при университетских кампусах уже давно существовали в Европе и Северной Америке. В США их, например, 260, начиная от Лиги Плюща и заканчивая небольшими малоизвестными колледжами. А вот у нас такого центра не было. Идея войти в крупнейший российский кампус при МГУ показалась мне логичной. Если начинать, то начинать с чего-то крупного! И постепенно идея стала претворяться в жизнь. Было непросто, но, шаг за шагом, мы преодолели многие трудности и уже четыре года работаем в формате центра при университетском кампусе. Так как университет дистанцируется от любой религиозной деятельности, то мы открыли центр в ЖК «Доминион» максимально близко к главному зданию МГУ.

А что значит слово «Хаверим»?

С иврита это слово переводится как друзья. Название центра должно было в первую очередь отражать социальную открытость к людям, к тем, кто пока немного знает о еврействе. Но они для нас друзья, мы всегда готовы к сотрудничеству.

То есть к вам могут зайти и люди, не причисляющие себя к евреям?

Мы позиционируем себя как организация, открытая для всех заинтересованных: для евреев и им сочувствующих, то есть проявляющих интерес к еврейству, истории этого народа.

Есть ли подобные центры в других городах России?

На данный момент в России существуют лишь два центра в Москве при МГУ и МГИМО.

Почему так получается, что в Европе и Америке таких центров много, а у нас их всего два?

В России еврейская община была долгое время, выражаясь современным языком, забанена. Года коммунистического режима не прошли даром. Тогда не могло быть и речи даже о работе обычных еврейских общин. Несколько полуподпольных синагог на просторах постсоветского пространства не изменили сложившегося положения вещей. А в Америке первый Хабад открылся в 1967 году в Калифорнийском университете в Беркли.

То есть вы выступаете в роли первооткрывателя?

Получается, что так. Но здесь совершенно другая практика таких центров, совсем не похожая на Америку. Это я понял уже постфактум.

В чем же разница?

Разница в первую очередь в том, что в США огромное количество еврейских студентов, которые приходят в колледж или университет, уже имеют серьезный бэкграунд еврейской жизни. Они сами ищут, куда пойти на шаббат, где раздобыть кошерную еду. При этом речь идет не об ортодоксальных евреях, а о простых американских студентах. В Америке распространена традиция как среди множества христиан ходить по воскресеньям в церковь, так и среди огромного количества евреев ходить в пятницу вечером в синагогу. В России нет такой культуры, да и откуда ей было появиться? Во времена Советского Союза евреи даже стеснялись признаваться, что они евреи, а уж тем более рассказывать о еврейских традициях детям. Родители просто пытались оградить детей от возможных проблем в будущем. Многие ребята, которые обучаются в МГУ, не имеют этого еврейского бэкграунда. Бэкграунд это не только и столько знания, сколько желание и заинтересованность удовлетворить свои еврейские нужды, например, питаться кошерной пищей или установить мезузу в комнате.

То есть в «Хавериме» можно восстановить этот еврейский бэкграунд?

Да, а если проще, то привить еврейское самосознание. Перед нами стоит базовая задача: не углубляться в дебри еврейских знаний, хотя это тоже очень интересно, а дать понимание, что такое быть евреем. Ведь евреи – это не только национальность, которую сейчас даже не указывают в паспорте. За этим словом стоит колоссальная культура, древние традиции и тысячелетняя история.

Сложно ли соблюдать еврейские традиции, такие как шаббат, в современном мире?

Вначале сложно, а потом привычно и радостно. Вообще это очень воодушевляет. Когда ты начинаешь соблюдать, то как будто получаешь новый скилл. Потом это становится привычнее, но приобретенный навык остается с тобой. Мудрость в том, чтобы привычные вещи делать с радостью. Это высший пилотаж!

Можно ли поставить знак равенства между словами «еврейский» и «иудейский»?

С моей точки зрения да. Как ни назови – разницы большой нет. Еврей – это и происхождение, и мировоззрение. Конечно, еврей без еврейского мировоззрения все равно остается евреем. Это как машина в пустой комплектации. А вот наличие мировоззрения – это та самая разнообразная комплектация к автомобилю. История, культура, язык очень важны для еврейского самосознания. Поэтому те мероприятия, которые мы проводим, направлены на то, чтобы его развить.

Расскажите об этих мероприятиях поподробнее.

Во-первых, изучение иврита. Мне кажется, это базовая потребность человека, который понимает, что он продолжение своих предков. Если они говорили на еврейском языке, то было бы интересно выучить язык своей национальности. Сложно представить себе русского человека, который не говорит по-русски. Язык – это часть культуры, поэтому в «Хавериме» преподается иврит. Во-вторых, это курсы истории. Их ведет старший преподаватель кафедры иудаики ИСАА МГУ Максим Гамал. Еврейские корни не ограничиваются постсоветским пространством. Когда-то давно наши предки жили в Израиле. История нужна для того, чтобы выстроить этот еврейский бэкграунд. Она помогает ответить на вопросы о том, откуда мы пришли и куда мы идем. В-третьих, это традиции. Еврейские традиции очень древние, богатые и интересные. Трактаты еврейских мудрецов – это огромный корпус знаний о еврействе. Соблюдать или не соблюдать традиции – это другой вопрос. Все зависит от выбора человека. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понимать, кто были наши предки, которые продолжают существовать в нас.

Занятия проводятся бесплатно?

Мы начинали их проводить бесплатно, но сейчас ввели символическую платную основу, посильную для любого студента. Сто или двести рублей не опустошат кошелек, но привьют более серьезное отношение к занятиям и мероприятиям, которые мы делаем. Практика показала, что бесплатные занятия посещаются менее активно. Благодаря предварительной регистрации и оплате мы также понимаем, какое количество людей придет, и готовимся к этому заранее. Не хочется таких неприятных сюрпризов, когда лектор выступает перед пустым залом или для ребят не хватает места. Билетная система взаимодействия между организатором и посетителями уже зарекомендовала себя. Не стоит воспринимать ее как официальщину, которую я сам не люблю. Чем меньше формализма, тем лучше. Мы стараемся создать дружескую обстановку, когда можно задать любой вопрос и свободно говорить на разные темы.

Как попасть в «Хаверим»? Нужны ли какие-то явки, пароли?

Просто прийти! Двери открыты, вся информация о том, как и куда идти, номера телефонов есть на нашем сайте.

Будет ли интересно на занятиях студентам не евреям?

Думаю, что да. Еврейская культура внесла очень многое и в общемировую культуру и оставила в ней заметный след. Занятия будут полезны тем, кто хочет расширить свой кругозор и узнать что-то новое.

Какие мероприятия планируете проводить в ближайшее время?

Ближайший праздник Пурим будет в марте. Сейчас проходят наши регулярные занятия. В понедельник – история, во вторник занятия по еврейской традиции, которые веду я. По средам можно посещать языковые занятия. Иврит преподает выпускница кафедры иудаики ИСАА МГУ. По четвергам бывают разноформатные мероприятия. Например, 30 января у нас выступит лектор, или, как сейчас модно говорить, лекторка Ксения Альтерман из МГИМО. Тема встречи очень интересная. Речь пойдет о еврейской Москве. Мало кто знает, что в центре столицы, где сегодня находится парк Зарядье, раньше находилось еврейское гетто. Поэтому там и построили первую в Москве хоральную синагогу (на Большом Спасоглинищевском переулке). Поговорим и о том, каким был еврейский район Марьина роща раньше.

Чем «Хаверим» отличается от других молодежных еврейских организаций?

У нас присутствует религиозная сторона еврейских программ – шаббат, молитвы, еврейские праздники, в то время как многие другие организации являются светскими.

Как руководство МГУ относится к деятельности «Хаверима»?

МГУ позиционирует себя как светская организация. Это резонно. Смешивать религию с наукой было бы просто неправильно и невежественно. МГУ изначально дистанцируется от любых религиозных вопросов: и от христианских, и от мусульманских, и от еврейских, здесь нет никаких исключений. Но в то же время МГУ никак не мешает нашей деятельности и даже помогает, где это уместно и корректно. Администрация МГУ идет на контакт. Например, два года назад прошла большая встреча с ректором В. А. Садовничим. На ней присутствовали главный раввин России и президент федерации еврейских общин России. Мы около полутора часов обсуждали разные еврейские вопросы, в том числе речь зашла и о «Хавериме». Наш центр в каком-то смысле уникален, и его существование крепко связано со студенческой жизнью университета.

Что нового появится в жизни студента, если он придет в «Хаверим»?

Самое главное – он найдет себя, ощутит свою связь с прошлым и решит для себя, как можно строить свое будущее относительно еврейской жизни. В «Хавериме» нет религиозной пропаганды. В первую очередь мы разговариваем и не стесняемся задавать глупых вопросов или честно признавать: «Я не знаю». Нет никаких табу. В «Хавериме» собираются люди с разными точками зрения. Мы обсуждаем то, что нам интересно, что происходит вокруг. Главное – получить информацию, а что с ней делать, каждый решает сам. Если говорить о более бытовых вещах, то студенты найдут здесь новые знакомства, общение, хорошую атмосферу. У нас есть большая библиотека для чтения, бесплатный wi-fi. Можно прийти и спокойно поработать, выпить кофе или чай. Еще проходят вечеринки с кальянами, музыкальные вечера с гитарами, но это уже просто приятное дополнение.

Давайте подытожим, что может предложить «Хаверим» студентам?

Образование, развлекательные программы (праздники и вечеринки), знакомства, друзья. Еще стоит упомянуть и о карьерных перспективах. Периодически у нас выступают директора компаний, крупные менеджеры, которые могут посодействовать в начале карьеры без Хэдхантера. А еще можно прийти и провести время так, как хочется. Посерфить в интернете, почитать книгу, сидя на диванчике. Многие недоверчиво относятся к такому положению вещей. Как это, можно кофе попить, кальян покурить и за это не надо платить? Такого быть не может, наверняка должны быть какие-то подводные камни. Может быть, сегодня нас бесплатно угощают кофе, а завтра будут пропагандировать свою сектантскую религиозную жизнь? Есть, конечно, такие религиозные или псевдорелигиозные организации, но это не мы. Давление на умы – не наш профиль. «Хаверим» – это, в первую очередь, общение и поддержка тех самых еврейских нужд, о которых мы говорили в самом начале.

 Узнать больше об общине Хаверим вы можете:

На сайте Хаврим: https://www.chaverim.ru/

На странице в Фейсбуке: https://www.facebook.com/chaverim/

Читайте также

Медиа

Тора с Эйди Куравски. Недельная глава "Трума"

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11