Сегодня в еврейской России вряд ли найдется человек, который никогда не слышал слово «Лимуд». И если даже он никогда не посещал этот знаменитый образовательный фестиваль, то кто-то из его друзей точно хвастался поездкой туда. Мы поговорили с Хаимом Чеслером – локомотивом русскоязычного движения «Лимуд» о том, как создавался проект, кто организовывает это масштабное действо, и в чем преимущества этого фестиваля от других.
Как возникла идея о создании проекта “Лимуд” для русскоязычных евреев?
Все началось в далеком 1970 году. На нескольких общественных должностях я принимал участие в деятельности в поддержку советских евреев. Сначала как глава Еврейского агентства “Сохнут” в США, затем меня назначили главой “Сохнута” в России. Я занимал эту должность с 1993 по 1997 годы. С 1999 по 2002 годы был главным казначеем Еврейского агентства.
Идея о создании проекта “Лимуд” пришла ко мне после пяти лет работы в России, где я активно способствовал развитию местных еврейских общин. Тогда я осознал, что крайне важно не только убеждать российских евреев репатриироваться в Израиль, но и укреплять тех, кто там остается.
Затем возник проект “Таглит”, к созданию которого я приложил руку. Ребята, которые прошли через него, вернулись домой, и ими дальше никто не занимался. Тогда стало ясно, что им может подойти модель “Лимуда”, которую создали британские евреи в начале 1980-х. Сильная ее сторона – это то, что работа начинается снизу, на местах, ну и еще крайне важно здесь то, что все строится силами волонтеров.
Так в 2005 году я решил создать свой “Лимуд” для русскоязычных евреев. Мы собрали группу из 15 московских студентов-евреев, отправили их в Великобританию, чтобы они поняли принцип работы.
И вот уже в 2006 году в Доме ученых в Москве прошел первый пробный “Лимуд” на русском языке. Он длился всего один день. А в апреле 2007 года, мы провели уже крупный “Лимуд” в российской столице. В нем принял участие главный раввин России Берл Лазар и некоторые крупные еврейские лидеры, а также еврейская молодежь из России, Украины, Белоруссии, и еще сто участников слетелись сюда со всего мира.
Всем формат мероприятия очень понравился, и лидеры еврейских общин пообещали поддерживать “Лимуд” и сделать все, чтобы тот добился успеха. Собственно, что и происходит по сей день. Наш проект набрал обороты. Сейчас каждый месяц в каком-нибудь очередном городе в разных странах проводятся наши образовательные фестивали. И каждый раз билеты на “Лимуд” разлетаются в считанные часы, мы пользуемся огромным спросом.
В чем суть “Лимуда”? Для чего он нужен евреям?
Уникальность “Лимуда” в том, что его организуют волонтеры, а потому он принадлежит всем его участникам. Они сами решают, что в нем будет, а что нет, сами строят программу и приглашают гостей, и все это осуществляется демократично, в духе плюрализма. В “Лимуде” все равны, и это – здорово. Я полагал, что это очень может подойти русскоязычной еврейской общине. Потому что мы говорим о сильных лидерах, умных и интересующихся. Они – перфекционисты, все время хотят быть лучшими. Потому этот формат сшит прямо на них.
Я верю, что “Лимуд” важен в целом для еврейского народа – он приходит в еврейские общины по всему миру и везде проходит с успехом. У нас есть определенные требования к уровню этих фестивалей, и везде этот уровень выдерживается.
Помимо этого – и это наше проклятие, ровно, как и наше благословение – сегодня спрос на проведение наших фестивалей выше, чем мы, к сожалению, можем проводить – из-за бюджетных ограничений.
К тому же, “Лимуд” важен, потому что так считают его участники. Это связано с его хорошей организацией, а также уровнем привлекаемых презентеров, участников и волонтеров – по сравнению с другими подобными мероприятиями.
Так что мы говорим не об организации “Лимуд”, а об одноименном общественном движении, весьма разветвленном и преуспевающем. Главную роль в котором играет молодежь, которая вкладывает свои силы и талант во имя успеха каждого фестиваля, чтобы он вышел как можно лучше.
Самое важное в этом то – что эти молодые люди ощущают себя хозяевами мероприятия, в этом вся разница. Нет других подобных организаций. Тут все принадлежит участникам и волонтерам.
Тут есть еще один ключевой принцип равенства – мы принимаем всех, еврейскую религиозную публику всех течений и светских людей, без оглядки на возраст, без дискриминации или предпочтений.
К тому же, мы вне политики. Нас финансируют частные спонсоры, а не госучреждения или политические организации. Это одно из наших преимуществ, которое привлекает людей на фестивали “Лимуд” по всему миру – ощущение, что “Лимуд” принадлежит им, а не какой-то партии, организации или отдельному человеку. На сегодняшний день нет инициатив, которые были бы похожи на нашу.
По какому принципу вы набираете себе команду?
Так как одним из главных принципов “Лимуда” является волонтерство, наш персонал очень маленький. Поэтому крайне важно, чтобы в команде были люди талантливые, успешные и открытые, которые смогли бы умело организовывать работу волонтеров по всему миру.
Вся наша маленькая команда – генеральный директор, менеджер по логистике, бухгалтер, менеджер по связм с правительством и пиарщиу – работает круглые сутки. Также в каждом регионе есть свой менеджер проекта, который отвечает за успешное ежегодное проведение образовательного фестиваля в его городе/стране.
Далеко не каждый умеет работать с волонтерами, это особое искусство, а потому мы очень тщательно подходим к подбору менеджеров. Ведь волонтер никому ничего не должен, они выполняют работу по зову сердца, а потому их нужно уметь правильно мотивировать на благо общего дела. Тут требуются терпение, умение договариваться, организационный талант.
Всего в проекте “Лимуд” трудоустроены лишь десять человек. Сравните это с объемом проделываемой ими работы. 15 тысяч участников в год! Это удивительно. И свидетельствует о том, что каждый из наших сотрудников находится на своем месте и прекрасно справляется со своими обязанностями.
В апреле этого года состоялась одиннадцатая конференция “Лимуд Москва”. Довольны ли вы тем, как все прошло?
Конечно же, я очень доволен последним московским “Лимудом”. Уже пятый год подряд мы собираем в российской столице более двух тысяч участников, здесь проходят свыше двухсот выступлений, все они – высокого уровня. На том же выступлении Главного раввина России Берла Лазара в зале находились сотни участников, причем, в основном, люди светские, и им всем было интересно его послушать. Это только еще одно свидетельство того, насколько открыт и плюралистичен “Лимуд”.
Важно отметить, что все “Лимуды” – кошерны, всегда есть шабатняя зона. Каждый раз мы проводим совместное зажигание шабатних свечей, а по завершении шабата – церемонию авдалы. Для нас, как еврейского проекта всегда крайне важна еврейская составляющая, ведь в конечном итоге это, что объединяет нас всех здесь.
Подготовка прошедшего фестиваля длилась почти полгода. 30 членов оргкомитета во главе с Анной Адамской, менеджером проекта “Лимуд Москва”, трудились не покладая рук. Вся эта деятельность была на волонтерских началах. В Москве нет ничего подобного по замыслу и масштабу. И это наш главный секрет – почему программа фестиваля настолько интересная, а само мероприятие – успешное. Потому что все участники трудятся во имя общего успеха.
Среди участников конференции: министр юстиции Израиля Аелет Шакед, посол Израиля в России Гари Корен, экс-посол Израиля в России Дорит Голендер, раввин Борух Горин, раввин Менахем Коэн, актриса Евгения Додина, писатели Эдуард Успенский и Виктор Шендерович, финансист Андрей Мовчан и многие другие. Кроме них, было множество выдающихся и уважаемых презентеров, представляющих разные политические партии, религиозные течения и общественные движения. Они раскрыли великое множество самых разных интересных тем. Нет никаких сомнений в том, что программа московского “Лимуда” – одна из наиболее высококачественных в мире.
По какому принципу составляется программа “Лимуда”?
Все делается силами организационного комитета. Они сами выбирают, кого приглашать. И руководствуются в этом уровнем выступающих. Еще накануне образовательного фестиваля проводятся опросы, и по их результатам решается, кого стоит позвать с выступлением. Помимо обычного “звездного” состава постоянно идет поиск новых интересных презентеров. Мерилом успеха работы оргкомитета в этом вопросе стало то, что на последнем “Лимуде” при весьма интенсивной программе практически все залы на лекциях были забиты до отказа участниками. Люди не только интересовались заявленными темами, но и активно их обсуждали уже после того, как прошел “Лимуд”. Это успех, я считаю. Главный секрет здесь – высокий уровень выступающих. “Лимуд” проводится не для галочки. Каждый фестиваль устраивается так, словно он единственный в мире, и других больше не будет. При планировании всем деталям уделяется большое внимание, чтобы на самом “Лимуде” все работало, как часовой механизм. Приглашаются лучшие презентеры, как для взрослых, так и для детей. Расписание мероприятий тщательно прорабатывается – выбираются самые интересные для участников темы. Наша цель – чтобы участники в конечном итоге остались довольны. И хвала Вс-вышнему, мы в этом преуспеваем каждый год.
Как попасть на “Лимуд”, и где можно узнать все детали?
Вся информация есть в Интернете. Как организация, мы никого не отталкиваем. Каждый, кто желает зарегистрироваться на участие в “Лимуде” в любом городе мира, где мы есть, может свободно это сделать, оплатив свое участие, как все. А затем приехать и принять активное участие в образовательном фестивале. Мы не заглядываем в паспорт этого человека, не расспрашиваем его о религиозных верованиях или политических взглядах.
К тому же, каждый, кто хочет присоединиться к команде волонтеров, волен это сделать, подав соответствующую заявку. Хочу отметить, что мы всегда хотим расти и развиваться. Каждый год на наших мероприятиях появляется значительное количество новичков.
Еще один любопытный факт – есть немало молодых ребят, которые впервые познакомились на “Лимуде”, а затем поженились. На сегодняшний день мы с гордостью можем сказать, что таким образом по всему миру родились не менее ста “детей Лимуда”. Причем, 20 из них – только в Москве.
Для детей мы каждый раз разрабатываем специальную качественную детскую программу, в этом нам очень помогает фонд “Генезис”. Мы поощряем молодых родителей, чтобы они приезжали к нам вместе с детьми.
Чем отличается “Лимуд”в России от подобных проектов для российских евреев в других странах?
Во-первых, “Лимуд” в России – самых крупных из русскоязычных “Лимудов”. Он самый значимый и самый статусный. К тому же, он был самым первым и существует с 2006 года, уже более десяти лет.
Но помимо московского “Лимуда”, наши образовательные фестивали также проводятся в Санкт-Петербурге, в Волго-Уральском регионе, есть очень большой “Лимуд” в Израиле, в нем принимает участие более двух тысяч человек, в основном старые и новые репатрианты.
Израильский “Лимуд” – это самый крупный в стране русскоязычный неполитический проект. Он прошел в Эйлате в минувшем декабре. До этого – дважды проводился на озере Кинерет, а еще в Иерусалиме, Беэр-Шеве, Нацрат-Илите и Ашкелоне.
В США мы устраиваем “Лимуды” как на восточном, так и на западном побережье – в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. На каждом из них – более полутора тысяч участников, русскоязычных евреев. Уже четвертый год подряд “Лимуды” проходят и в Канаде – на этот раз более восьмисот участников. В нынешнем году мы провели региональный, европейский “Лимуд” в Лондоне, более семисот участников.
На Украине мы существуем уже более десяти лет, каждый год это более тысячи участников. В прошлом году это был Львов, в этом году проведем в Одессе. Мы проводим образовательные фестивали еще в Белоруссии, Молдавии и даже в Австралии.
C какими трудностями приходится сталкиваться в процессе подготовки конференции?
Когда готовишь глобальный проект, несомненно, сталкиваешься с затруднениями. Иногда несовпадают интересы религиозных и светских участников, или происходят споры из-за тех или иных пунктов программы. Но эти проблемы вызваны желанием участников сделать “Лимуд” еще лучше. Да, не всегда просто соблюсти интересы и религиозных, и светских участников образовательного фестиваля в шабат. Но мы всегда находим разумный компромисс, который устраивает все стороны.
Как Вы оцениваете сегодняшнюю еврейскую религиозную жизнь в России?
Сейчас еврейская жизнь в России очень открытая. Такого не было десятки лет. Вспомните советские времена. Пожалуй, никогда евреи здесь не наслаждались такой религиозной и культурной свободой, как сейчас. И то, что в России проходят образовательные фестивали “Лимуд” – отличное доказательство этого. Две тысячи человек в центре Москвы изучают иудаизм, еврейскую традицию, историю и культуру, возвращаясь к собственным корням.
К тому же, нас поддерживает государство. Например, нам даже помогли местные власти с арендой помещений для фестиваля в Москве и с организацией кошерного пространства. Раньше такое было немыслимо. Я надеюсь, что еврейская община России продолжит процветать. Я настроен очень оптимистично.
В каком направлении будет развиваться дальше “Лимуд”?
Надеюсь, что мы продолжим свой путь, завоевывать новые города и страны, выйдем на новые еврейские общины. Мы видим, что есть огромный спрос на наши образовательные фестивали. Надеюсь, что сможем еще больше людей вовлечь в эту замечательную вселенную под названием “Лимуд”. Сейчас, в силу того, что наш бюджет ограничен, мы не можем добраться до всех. Но надеюсь, что в будущем найдем новые источники финансирования, что нас поддержит финансово и Государство Израиль, чего не было до этого момента, и это позволит нам расширить географию “Лимуда”.
Напоследок, что бы вы сказали русскоязычным евреям, которые будут читать это интервью?
Я желаю им всем не стесняться того, что они евреи. Потому что еврейский народ – особый. Не зря он сохранил себя на протяжении тысячелетий. Мы говорим иногда: “Есть Судный День, есть Песах, а есть “Лимуд”. Приглашаю всех ваших читателей присоединиться к нашей большой и дружной семье. Это часть современной богатой, многогранной и интересной еврейской жизни. Они точно не пожалеют.