На этой неделе исполнилось тридцать дней со дня ухода Гриши — человека-легенды. Я особенно остро ощущаю его отсутствие. Двадцать лет мы работали плечо к плечу, в праздники и будни, в радостные и непростые моменты.
Вчера я завершил сбор различных материалов для выпуска памятной брошюры, которую мы раздадим на мероприятии, посвящённом окончанию тридцатидневного траура. Вот что я написал в предисловии:
«По просьбе Главного раввина России р. Берла Лазара мы сделали подборку фотографий и заметок в память о жизни и наследии нашего незабвенного друга, Цви Ѓирша Гержоя, известного всем как Гриша, который на протяжении двух десятилетий с беззаветной преданностью работал старостой центральной синагоги “Марьина Роща”.
Нашей общине и нашей синагоге повезло: жизненный путь Гриши на склоне его лет привёл его к нам. Когда мы, габаи, стали поручать Грише различные дела в синагоге, мы не предполагали, каким незаменимым помощником, каким преданным служителем в святости он станет. Все радовались ему, с удовольствием беседовали с ним, черпали мудрость из его слов и получали от него помощь в любом вопросе.
Гриша занимался не только обстановкой молитвенного зала: через его руки проходили значительные суммы денег, и он тщательно вел отчётность, ощущая свою ответственность. Ни разу не пожалели мы о доверии, которым его облекли. Он с уважением относился к каждому человеку, и все, от малого до великого, искренне любили его.
Его постоянное место в молитвенном зале находилось в первом ряду, сразу за креслом Главного раввина России, к которому он был искренне привязан все годы. Он старался регулярно участвовать в уроках и внимательно слушал проповеди, и мы видели любовь и уважение, с которыми р. Лазар обращался к нему, где бы ни встречал.
Комната гостеприимства, в которую он вложил много сил, отныне будет носить его имя — «Комната Гриши». А в его память и во имя возвышения его души в эти дни начали писать новый свиток Торы, чтобы его имя навечно осталось в синагоге, которой он служил всем сердцем и душой.
С уважением упоминаем о преданности его супруги Аллы, которая всегда была его опорой и позволяла ему посвятить все силы Торе, молитве и добрым делам. Поскольку у Гриши не осталось потомков, мы обращаемся ко всей общине: учите Тору и молитесь во имя возвышения души Цви Ѓирша бен Исраэль.
Да будет воля Всевышнего, чтобы он покоился с миром, и чтобы он восстал при конце дней — воскрешении мёртвых, в грядущем полном и скором Избавлении. Амен.
Оплакивающие его с тяжёлым сердцем,
габаи синагоги»