Р-н Дов-Бер Байтман
Первая глава четвертой книги Пятикнижия – “Бемидбар” (“В пустыне”) всегда читается перед днем Дарования Торы – праздником Шавуот, а это означает, что ее чтение входит в “комплекс мероприятий”, направленных на подготовку к этому празднику.
Жуткое место
Ни для кого не секрет, что центральная идея любой недельной главы всегда зашифрована в первой ее фразе, от которой и происходит ее название. Однако, на первый взгляд, предложение, с которого начинается наша глава, противоречит самой идее получения Торы: “И говорил Б-г Мойше в пустыне Синай…” (Бемидбар, 1:1).
Пустыня олицетворяет собой самое неблагоприятное и даже опасное для человека положение вещей. Мало того, что там нет ни еды, ни питья, так их еще и негде достать, ведь пустыня не заселена людьми. Ну а если вам все-таки повезет встретить там людей, то, скорее всего, ими окажутся разбойники. На эту неприятную особенность пустыни намекает ее название: Синай – סיני. Это слово происходит от слова “синъа” שנאה – ненависть.
Как же объяснить, что “пустыня” – жуткое место, несовместимое с жизнью человека, вместе с “Синаем” – синонимом ненависти – стали плацдармом для Дарования Торы?
Большай чистка
Ответить на эти вопросы нам поможет детальное рассмотрение обстоятельств исполнения заповеди изучения Торы.
Напомним, что “изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым” (Талмуд, трактат Шаббат, 127а), поэтому исполнение этой заповеди требует особой подготовки. Прежде всего, человеку необходимо освободить свое сознание от всех посторонних вопросов, которые станут помехой полноценного погружения в мир Великой Книги. Человек, желающий изучать Тору, должен подойти к этой заповеди в состоянии полной отрешенности от всего, что способно отвлечь его внимание.
Разум придется очистить не только от любых физических дел, связанных с жизнью в этом материальном мире и совершенно не связанных с Торой, но и от идей самой Торы, не относящихся к изучаемой теме.
Непустая пустота
Этот принцип выражен в слове “пустыня”. Пустыня – незаселенная территория, там нет других людей, и ничто не заставит нас хотя бы на минуту забыть о главной цели – поиска воды, источника жизни. Именно в таком состоянии еврей должен приступать к изучению Торы: ему необходимо ощущать себя так, как будто он находится в пустыне, и ничто его не спасет, кроме Торы. А все остальное: любые другие идеи и проблемы – не более чем миражи.
Но одной лишь “пустынной” чистоты недостаточно! Нужно, чтобы пустыня была “Синаем” – производным от слова ненависть. В процессе изучения Торы недостаточно забыть и не замечать этот физический мир. Человека должно заполнить ощущение того, что любая вещь, не связанная с миром Торы, в любую секунду может стать помехой его общения с Всевышним. И здесь уже речь идет не о нейтральной отрешенности от дел этого мира, а о нетерпимости и ненависти к ним. А иначе, не дай Б-г, еврей всю жизнь, “крутясь как белка в колесе”, будет преследовать призрачные цели и заманчивые миражи.
Было ваше – стало наше
Только такая подготовка к заповеди изучения Торы может гарантировать человеку успешное “получение Торы” из уст Творца. Теперь, когда мудрость Всевышнего станет его – еврейской – мудростью, он сможет вернуться к делам и заботам этого мира.
Ведь главная задача народа Израиля заключается не в разжигании ненависти к материальному миру, а лишь в нейтрализации негативных факторов, присутствующих в нем. А кроме того – в перевербовке зла в добро, а тьмы – в свет. Раскрывая тем самым главный секрет Всевышнего: “все, что создано Творцом – создано Им во Славу Его”.
А значит, истинное назначение этого физического мира, как и всего остального, – ради Жизни, ради Святости, ради Торы. В этом-то и заключается наша еврейская служба: сделать весь мир комфортным “жилищем для Б-га”, что и произойдет с приходом Машиаха.
(По материалам беседы Любавического Ребе в субботу главы “Бемидбар”)