Для меня Кордова стал первым городом в Испании, где не было ощущения боли, скорби и тяжести. Объяснить могу это только памятью души. Во мне нет сефардской крови, однако в Испании у меня всегда ощущение “знания” места. И всегда к этому знанию добавляется боль. В Кордове нет. В Кордове было ощущение встречи со старым, давно потерянным другом. Свет, тепло. Наш чудесный гид Рафи Касимов предупреждал: “В Кордове не возможно не заблудиться”. Я пыталась – не получилось. Узкие, переплетающиеся, нелогичные улочки – проулки совершенно понятны и предсказуемы – мой город. Впрочем, это все эмоции, перейдем к фактам.
Первое упоминание о городе относится к 230 году н.э., тогда здесь было небольшое римское поселение. Но именно здесь родился философ Сенека. К VIII веку Кордова стал одним из крупнейших городов в мире и столицей могущественного Кордовского Халифата.
Памятники архитектуры этого период послужили тому, что город был внесен в список наследия ЮНЕСКО. Мескита – мечеть, являющуюся третей в мире по размеру и со временем преобразованную в кафедральный собор, начинали строить именно тогда.
По всей видимости, тогда в городе и сформировалась еврейская община. К Х веку город стал центром изучения Торы и учености, сравнявшись с академиями Вавилона. Руководил академией в то время Моше бен Ханох.
Заслуга создания иешиву принадлежала Хисдаю ибн Шапруту – врачу, дипломату и ученому. Его статус способствовал повышению авторитета еврейской общины. Его положение и средства позволили ему покровительствовать ученым, философам и поэтам.
Среди них были Менахем ибн Сарук, автор библейского словаря “Махберет” (Тетрадь). В отличие от большинства произведений того времени, он был написан на иврите, а не на арабском. Это делало его доступным для евреев, живущих в христианских странах. “Махберет” широко использовал Раши. Сарук стал жертвой придворной интриги, его дом в Кордове был разрушен до основания, а сам он брошен в тюрьму.
Как это часто бывает в еврейской среде, труд ибн Сарука подвергся критике со стороны Дунаша бен Лабрата. Он утверждал, что некоторые определения могут привести читателя к неверным толкованиям Галахи.
Кем же был критик? Дунаш бен Лабрат родился в Багдаде, учился в Фесе и Багдаде. Был обладателем титула наси. Потом жил в Кордове. Как филолог, он стал известен благодаря полемике с ибн Саруком. Ибн Габирол называет бен Лабрата величайшим поэтом всех времен. Бен Лабрат был первым, кто заложил основы еврейской поэтики и ввел светскую поэзию в средневековую литературу на иврите. А его супруга, имя которой нам не известно, оставила после себя единственное известное нам произведение испано-еврейской поэзии.
Вот одно из стихотворений бен Лабрата (перевод Шломо Крол).
Он молвил: «Ото сна
Восстань, испей вина,
Земля цветов полна,
Алой и мирр вокруг,
В саду растет гранат
И вьется виноград,
И сладок аромат,
Что источает луг.
Фонтан пусть нежит взор,
Пусть зазвучит киннор,
Под арфы перебор
Мы будем петь, мой друг!
Там ветви тяжелят
Плоды, лаская взгляд,
И сердце веселят
Нам щебеты пичуг,
И песня голубка
Приятна и сладка,
Трель горлицы мягка,
Как флейты нежный звук.
Так выпей же, восстав
Среди лилей и трав,
Напевами забав
Исполни свой досуг!
И вкусим меда сласть,
Ведь мы имеем власть,
Пусть пропадет напасть
И горе, и недуг.
Веселье нам к лицу,
Я лучшую овцу
Зарежу и тельцу
Открою кровь и тук.
И добрые масла
Нам ублажат тела,
Покуда не пришла
Погибель наша вдруг»
«Молчи»,— сказал я,— «нам
Веселье нынче — срам,
Коль топчет Божий Храм
Неверного каблук!
Слова твои пусты
И полны суеты,
Глупцу подобен ты,
Что не познал наук.
В Сионе — лис приют,
И Бога предают
Те, кто в веселье пьют
В годину наших мук.
Стыду наперекор,
Как мы поднимем взор,
Коль наш удел — позор
Изгнанников и слуг?!»
Ситуация в Кордове начала меняться с захватом города берберами в 1013 году, в 1148 году – Альмохадами. Именно в это время в семье судьи раввинского суда рабби Маймона бен Йосефа в канун Пейсаха родился мальчик, которому суждено было стать великим ученым, кодификатором, философом, врачом и учителем, наследие которого оказало влияние на духовное развитие человечества. Современники говорили о нем “От Моше до Моше не было равного Моше”. Моше бен Маймон (Маймонид, РаМБаМ) и его семья покинули город в 1148 году. А дальше была жизнь полная скитаний и духовных трудов. Пересказать труды и биографию РаМБаМа в небольшой статье так же не возможно, как пересказать “Война и мир”. Как и осознать, какую роль он сыграл в истории человечества. Я не преувеличиваю! Например, РаМБаМа цитирует в своих трудах авторитетный христианский религиозный философ Фома Аквинский.
Его “Мишне Тора” и “Путеводитель растерянных” есть практически в любой библиотеке, изучающей иудаизм.
Я же приведу только одну его фразу, которую часто использую в своей работе с людьми: “Соблюдение десяти речений (заповедей) является естественной потребностью любой здоровой души. Но как у больного человека нарушено восприятие вкуса и запаха, так приходят в этот мир больные души, у которых эта естественная потребность нарушена”.
РаМБаМ умер в Фустате и был похоронен в Тверии. Его могила стала местом религиозного паломничества, а в Кордове есть маленькая площадь, названная в честь святого еврейского города Тверия. На ней установлен памятник великому философу.
К середине XII века все оставшиеся в городе евреи были убиты или приняли ислам.
И тогда в Кордове родился очередной философ мирового масштаба Ибн Рушд (Аверроэс).
В 1236 году Фердинанд II захватил город и предоставил евреям ряд привилегий, но потребовал уплаты налога в размере 30 золотых монет в год. В 1391 году по всей стране прокатилась волна погромов, вызванная проповедями безумного Фернандо Мартиноса. В 1492 году католические короли окончательно решили еврейский вопрос. Отказавшиеся принять крещение еврейские жители Кордовы уехали в Гибралтар, Северную Африку и Португалию.
Уже в XIX веке улицы бывшего Еврейского квартала Худерии получили названия, напоминающие о прошлом: площадь Маймонида, площадь Иехуды ха Леви и др. Самое важное – это чудом сохранившаяся синагога, построенная в 1315 году. После изгнания евреев синагогу превратили в больницу, а позднее она перешла в собственность гильдии сапожников. Во время ремонта здания в 1884 году было обнаружено декоративное убранство синагоги. Переплетение причудливого орнамента и текстов на иврите – цитат из книги Теилим – привело к тому, что синагога была объявлена историческим памятником, а с 1994 года вошла в список наследия ЮНЕСКО.
В городском археологическом музее хранится погребальная плита из Лусены.
В Кордове ничего еврейского больше нет.
P.S. Во время написания статьи невольно обратила внимание на удивительный факт: Сенека, РаМБаМ, Ибн Рушд – три величайших философа родились в одном городе, в Кордове. Что -то там в воздухе или в воде витает?!
Автор: Анна Нисневич
Читайте также