В прошлом году я слышал, как Хаим (Ефим) Ройтман говорит: «Сейчас мы собрались здесь, в Москве, а в следующем году будет двадцать пятая годовщина кончины моего отца. Мы поедем туда, соберем двадцать пять детей из того района и вместе почтим память моего дорогого отца так, как он этого заслуживает». В ноябре прошлого года это представлялось вполне естественным. Ефим Ройтман продумал все до мелочей: подвозка друзей из Москвы, сбор уважающих его членов еврейской общины Могилева-Подольского в Украине и посещение старого еврейского кладбища, где похоронен его отец, Шимон сын Давида.
За год весь наш мир перевернулся с ног на голову, и невидимые стены отделили Москву от Могилева-Подольского. И сын снова собрал друзей в честь своего дорогого отца здесь, в Москве. Уже за месяц он напоминает своим близким друзьям о дате, за несколько дней напоминает еще раз, в вечер йорцайта приходит в синагогу задолго до вечерней молитвы. Он зажигает свечу, горящую сутки, сосредоточенно произносит кадиш в молитвах дня. В день йорцайта друзья Хаима приглашаются на «лехаим». Известно, что когда Хаим Ройтман приглашает вас на «лехаим», за день до этого лучше не есть, а день спустя еще невозможно есть…«Лехаим» проводится с размахом, как и все, что делает Хаим. С таким же размахом заботится он о многих семьях в канун каждого праздника, участвуя в деятельности фонда «Матан бе-сетер», чтобы на праздничном столе не было никакой нехватки. Кладбище, на котором покоится его отец, он отреставрировал и привел в порядок. Как преданный сын, он помнит и чтит своего отца круглый год, а не только в йорцайт, и оказывает поддержку многим общинам.
Когда отец Ефима Ройтмана скончался, он впервые пришел в старую синагогу в Марьиной Роще. Да, это было двадцать пять лет назад. Раввин и молящиеся были растроганы, увидев молодого человека, бегло говорившего на идиш. Когда он предложил денежную помощь для организации ежедневных молитв и чтения кадиша, они отказались. «Но когда партия мацы из Израиля застряла на таможне и нужно было кое-что двинуть, мне удалось убедить их принять мою помощь, и через несколько дней маца приехала», — говорит Хаим, вспоминая о тех годах, когда община была еще маленькой. «Однажды я вижу, как Главный раввин России Берл Лазар выходит из синагоги. Оказывается, он ехал на встречу с Путиным. Это была их первая встреча. Я увидел, что раввин садится в простую, обычную машину, и понял, что для «государственного визита» это неприлично. И с тех пор я горжусь тем, раввин Лазар поехал на эту судьбоносную встречу – чрезвычайно важную для общины – в моей «представительской» машине», —продолжает вспоминать Хаим Ройтман.
А раввин Лазар, его друг уже 25 лет, сказал ему с любовью: «Ради возвышения души твоего отца – устрой себе постоянный урок изучения Торы. Это хорошо для него, хорошо для тебя и хорошо для твоих детей». Хаим улыбается, соглашается и прибавляет: «Сейчас я готовлю машину, в которой Вы скоро отправитесь на встречу Машиаха». «Амен!» – ответили все мы с волнением.
Гут шабес
Читайте также