А вот что сказал раввин Лазар на праздновании 19 Кислева:
– Алтер Ребе получил весть о своем освобождении из заключения в Санкт-Петербурге, когда он произносил Теѓилим и дошел до фразы «Пада бе-шалом нафши» – «Искупил Он с миром душу мою». Мудрецы Талмуда толковали эту фразу так: «Говорит Всевышний: каждый, кто занимается Торой, благотворительностью и молится с общиной, как будто искупил Самого Меня и Моих детей из изгнания».
Обратите внимание: не сказано «учит Тору и дает цдаку», а сказано «занимается Торой и благотворительностью». Тора и благотворительность для него «занятие», дело, работа, и он вкладывает себя в Тору и благотворительность, как вкладывает свои силы в работу. Не учёба между делом, не молитва по привычке, не копейка там – копейка здесь в кассу цдаки, а работа, занятие, приложение сил души и ума! Даже когда человек идет по улице, он озабочен своим «делом» – Торой, молитвой и благотворительностью. Встречаясь со своими знакомыми, он находит способы соединить их с Торой, благотворительностью и молитвой, потому что от них зависят его жизнь и душа.
А еще обратите внимание, что все это – Тора, благотворительность и молитва – должно совершаться именно «с общиной». Мобилизовать своих друзей на совместное изучение Торы, на участие в благотворительных проектах, на молитву в миньяне. Только связавшись и связав всех и всяких евреев в одну общину, достоин этот человек того, чтобы «избавить Самого Всевышнего» и весь еврейский народ из Изгнания.
Здесь раввин Лазар обратился к гостю, прибывшему на праздник за несколько часов до этого из Страны Израиля, раввину Дорону Перецу, и спел последние слова 55 псалма, который читал Алтер Ребе, когда ему было возвещено об освобождении из тюрьмы: «И я уповаю на Тебя». Пропев их, раввин Лазар сказал: «Та мелодия, на которую поют этот псалом в Хабаде, заканчивается повторением двух последних слов «уповаю на Тебя, уповаю на Тебя». В книге «Обязанности сердец» перечислено много ступеней упования, но выше их та, которую открыл хасидизм: «уповаю на Тебя» без всякого «я». Это упование, закрепленное в мысли и речи, приносит радость и приводит к тому, что все становится благом, видимым и открытым благом!»
И раввин Лазар с раввином Перецем пустились в радостный хасидский танец веры и упования на скорое освобождение из плена сына раввина Переца – Даниэля Шалома бен Шарон. Пусть он как можно скорее освободится от похитителей Хамаса в секторе Газы и выйдет из тьмы к свету, из горя к счастью!
Читайте также