Дата: среда, 23 ияра 5781 г.
Место: центральная синагога «Марьина Роща»
«Я работал в Москве в фирме онлайн-торговли у одного еврея, потом фирма закрылась, и я остался без работы и не смог найти новую. Однажды я увидел у товарища подарочное издание Теѓилим в прекрасном переплёте, предложил ему продать книгу, а я выступлю агентом в этой продаже и получу комиссионные. Разместил объявления – но получил только одно предложение. Я приехал, продал книгу, получил деньги, отдал товарищу – а приехал-то я в Центр социального обеспечения «Шаарей цедек». Приехал – и нашёл здесь источник жизни, нашёл еврейскую жизнь и создал здесь свою семью…» Так вспоминал прошлое наш друг Нафтали Койфман.
А как его звали «до того»? Какое русское имя у него было? Я уже не помню, и не надо. Прошло не так много лет, но Нафтали – важная часть еврейской общины и действующая персона в работе Центра социального обеспечения. Книга Теѓилим – источник многих чудесных спасений, а для Нафтали спасение и избавление пришло из одного лишь акта продажи книги Теѓилим. Как же это на самом деле произошло? В это время мы искали для Центра социального обеспечения административного директора, и вот появляется человек с книгой Теѓилим, по которому видно, что на него можно положиться. Я его расспросил, кем и где он ранее работал, и вот он уже на посту директора. Он втянулся в работу и параллельно изучал еврейские законы и обычаи, потому что их тщательное изучение необходимо, чтобы пройти гиюр по строгим правилам Главного раввината России.
Некоторое время назад я ездил в Узбекистан с членами клуба «Зевулун» под руководством Евгения Давидовича. Перед поездкой я спросил у Нафтали, есть ли в Бухаре миква. Почему у него? Его младший брат учится в тамошнем университете. Нафтали свёл меня со своим братом, в нужный день ожидавшем меня на вокзале и оказавшем большую помощь. Я гулял по старой Бухаре, где жил Нафтали до того, как присоединился к еврейскому народу в процессе гиюра.
Ребе в нескольких местах своих писем приводит слова р.Хаима-Йосефа-Давида Азулаи. Наши мудрецы, говоря о гиюре, используют формулировку «Гер, прошедший гиюр…» Но почему не «нееврей, прошедший гиюр?» Потому что если человек пришёл к гиюру, – говорит р.Х.Й.Д.Азулаи, – в нём уже была искра святости, приведшая его к еврейству. Эта искра находилась в неправильном месте, и после гиюра она вырвалась на свободу. «Искра» соединилась с «факелом», с Торой и заповедями. А в писаниях хасидизма говорится, что те искры, которые были «не там» и присоединяются к еврейству в процессе гиюра – это искры самого высокого порядка, так как «то, что было выше, пало ниже». Именно поэтому сказали мудрецы Талмуда: «Вот зачем евреи были рассеяны среди народов: чтобы присоединились к ним геры». В этой фразе имеются в виду не только геры, но и вообще собирание Б-жественных искр, как объясняет хасидизм. Если бы не гиюр, не было бы в еврейском народе пророка Овадьи, великих мудрецов Шмайи и Автальона, автора арамейского перевода Онкелоса, рабби Меира и многих других великих людей.
В этот шабат мы будем благословлять наступающий месяц сиван, месяц праздника Шавуот. Правила того, как следует проходить гиюр, выводятся из действий, предпринятых евреями у горы Синай перед дарованием Торы. Все они, получив Тору, прошли гиюр. Все мы – потомки геров, этих или более недавних. «Вы такие же, как геры», говорит Пятикнижие, и составитель Мишны, р.Йеѓуда ѓа-Наси, объясняет: «ваши праотцы прошли стадии гиюра при подготовке к дарованию Торы, и будущие геры должны будут проходить те же стадии». Напомню также, что Шавуот – день рождения царя Давида, правнука Рут, самой известной из гийорот.
Какое-то время назад в канцелярию благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка» пришла работать женщина, также пришедшая к соблюдению заповедей. Мы посмотрели на неё и подумали: какая хорошая пара для Нафтали! И вот произошла помолвка мужчины, продававшего красивую книгу Теѓилим… и той самой женщины, купившей её! На свадьбе, прошедшей во дворе благотворительного центра «Шаарей цедек», мы все чувствовали себя одной большой семьёй. Муж и жена стали активно участвовать в благотворительных мероприятиях, а Нафтали начал включаться в работу синагоги – собирать первый миньян, организовывать библиотеку книг по Торе. При всём этом Нафтали находил время сидеть над книгами и прилежно изучать ѓалаху.
А на этой неделе я сидел на кресле сандака на обрезании младенца, родившегося у Нафтали Койфмана и его жены Товы в канун Лаг ба-омера. Когда отец Товы держал младенца, а р.Мордехай Вайсберг, директор общины, произносил благословения, а Нафтали подсказал имя младенца «Шимон», мы почувствовали, как Всевышний объединил р.Шимона бар Йохай, Бухару и Москву.
Гут шабес
Шия