Сейчас в доме уборка, накрывают стол на шабат, ставят подсвечники и свечи, из кухни долетают запахи субботней еды, и звучит голос р.Симхи Раза. Тот самый голос, который я слышал каждую пятницу на волне радиостанции «Аруц 7» в программе «Навстречу субботе». И я словно вернулся в детство, сорока лет как не бывало. Тогда «Аруц 7» – «Седьмой канал» – был единственной радиостанцией с традиционным еврейским содержанием. В те годы частные радиостанции были запрещены, и поэтому передатчик «Седьмого канала» был установлен… на корабле, дрейфовавшем у берегов Израиля. Да, это тот же голос, может быть, чуть хриплый – ведь его владельцу уже за девяносто. Симха Раз сочетал хасидские рассказы и толкования недельной главы, а в между ними звучали хасидские субботние песни.
«Реб Симха! Я благодарю Вас за время, которое Вы посвятили подготовке передач, и за ту особую атмосферу, которую вы создали для нас и для тысяч семей в Израиле». Р.Симха ответил: «Я много лет редактировал программу – и никогда не повторял ни хасидские афоризмы, ни хасидские истории, ни толкования».
«Мой отец регулярно проводил урок по ежедневному листу Талмуда, и в конце изучения каждого трактата моя мать готовила для участников урока угощение. На одну из таких трапез окончания трактата пришёл рабби Арье Левин и сказал: Это трапеза заповеди, участие в ней удаляет все опасности от народа Израиля».
«Я работал в армии ответственным за еврейскую традицию («кацин дат»). И вот однажды произошел разговор о религии – между мной и не кем иным, как генералом Рехавамом Зееви, известным под прозвищем «Ганди». Я сказал ему: «Вы генерал, вы знаете, что для каждой операции готовят наряду с основным планом и запасной, если что-то пойдет не так. И что вы будете делать, когда ваша жизнь завершится и вы обнаружите, что есть загробная жизнь, есть суд и Судья? Какова будет ваша доля в грядущем мире? Не стоит ли подготовить на этот случай запасной план жизни?» Ганди пренебрежительно отмахнулся, поднял с пола лист бумаги и написал: «Всю свою долю в грядущем мире я отдаю Симхе Разу». Я был огорчен, но расписку эту сохранил. Прошло несколько лет, и однажды вечером в дверь моего дома позвонил некто, выглядящий как религиозный еврей. Оказывается, это сын Ганди, вернувшийся к еврейской традиции! «Мой отец рисковал своей жизнью в войнах ради еврейского народа, он достоин удела в грядущем мире!» – и сын Ганди попросилвернуть ему расписку».
Если бы не приехал доктор, я мог бы еще долго сидеть и наслаждаться обществом великого писателя. Реб Симха взял одну из своих книг о рабби Арье Левине, написал мне личное посвящение и подарил мне – с приветствием всем евреям России.
Читайте также