От нью-йоркского района Краун-Хайтс до района Вильямсбург идти меньше получаса. Однако на первый взгляд кажется, что различия во взглядах между жителями этих двух районов очень велики – там много хабадников, тут живет Сатмарский ребе. Но вчера мы убедились, что эти различия преувеличены.
Как только Главный раввин России Берл Лазар вышел из машины, которая привезла его в центр Вильямсбурга, многие жители выстроились, чтобы пожать руку гостю и попросить его благословения в целом и в частности на новый год. Оказывается, раввина Лазара здесь знают!
Как и каждый год, реб Берл Лазар прибыл с примерно сотней друзей еврейских общин России, чтобы провести Шабат слихот у Ребе. Друзья Хабада и Сатмара организовали р. Лазару прием у Сатмарского ребе р. Залмана Лейба в его резиденции в Вильямсбурге. Тот был рад принять выдающегося гостя из России и услышать из первых уст о происходящем в России и не только. Известна деятельность хасидов Сатмара по спасению евреев Йемена, поэтому хозяин был рад услышать об усилиях р. Лазара на благо йеменских евреев. Кроме этого, р. Лазар рассказал о своей встрече с… главным раввином Ирана на «нейтральной территории». Но об этом мы здесь не будем говорить подробно, ведь как говорит Талмуд, благословение пребывает на скрытом от глаз.
В резиденции Сатмарского ребе говорили о связях адмора р. Йоэля из Сатмара с Ребе. Рав Эли Славин, один из активистов Краун-Хайтс, долгие годы поддерживающий связь с двором Сатмара, рассказал то, что слышал от секретаря Ребе, р. Лейба Гронера:
“Когда р. Йоэль из Сатмара пришел утешить Ребе, который был в трауре по своей матери, ребецн Хане, скончавшейся между Рош ѓа-шана и Йом кипуром, Ребе попросил у него «разрешения» выйти из дома, чтобы окунуться в микву в канун Йом Кипура. Рабби Йоэль оперся на свою серебряную трость и ответил: «Ни, ни». Ребе повернулся к р. Лейбу Гронеру и спросил: «’Ни’ значит “можно” или ‘ни’ значит “нельзя”?» Рабби Йоэль ответил: «Любавичский Ребе достаточно велик, чтобы самому решить этот вопрос»”.
После того, как р. Лазар подарил р. Залману Лейбу свою книгу «Шлах лахмеха», было подано вино в серебряных бокалах из серебряного кувшина, и они обменялись благословениями на новый год.
К концу встречи раввин процитировал слова Ребе о том, что существует противоречие. С одной стороны, изгнание – это плохо и горько, и мы должны просить Всевышнего вывести нас из него. Но во время Избавления, когда всем станет очевидно, что именно происходило в глубине в период изгнания, исполнится стих: “И скажешь в тот день: благодарю Тебя, Г-споди, что Ты гневался на меня”. Тогда мы будем благодарить Всевышнего за изгнание, потому что тогда мы увидим добро, которое было в нем скрыто.
Хозяин ответил похожим высказыванием от имени своего дяди рабби Йоэля из Сатмара, который спрашивал о значении слов Талмуда в трактате Мегила: “Учили: рабби Элиэзер ѓа-Капар говорит: в будущем синагоги и дома учения Вавилона будут установлены в Земле Израиля”. Почему нужно будет импортировать синагоги из-за границы во время Избавления? Потому что их будут ценить из-за самопожертвования и усилий, которые были вложены, чтобы построить эти здания в трудных условиях изгнания.
Рав Лазар рассказал о своем деде, в честь которого он назван, который жил в городе Сигет в Венгрии и был одним из лидеров сатмарского хасидизма в те давние годы. Сатмарский ребе ответил, что много слышал о нем и знает, что он даже был соседом его деда, адмора из Сигета, они жили в домах по соседству. А когда меня представили хозяину, ему сказали, что я потомок автора книги “Исмах Моше”, основателя династии Сатмар, и ему было приятно это услышать.
Читайте также