«У меня важный вопрос. Можно ли мне в это воскресенье пойти на кладбище, чтобы ухаживать за могилами моих родственников?» Заметив по выражению моего лица, что я не совсем понимаю суть вопроса, собеседник добавил: «Ведь это будет 9 ава».
Мой собеседник рассказал о девяти могилах своих родителей и членов семьи, находящихся на старом еврейском кладбище в подмосковной Малаховке, а также об ещё одной могиле родственника, расположенной на нееврейском участке по соседству. Он хотел в ближайшее воскресенье навестить эти места, убрать выросшие сорняки и расчистить могилы.
Я не стал говорить с ним о посте — судя по всему, человеку уже около восьмидесяти, и в таком возрасте еврей может соблюдать такой строгий пост, лишь если ему разрешат врачи. Я выразил восхищение его преданностью своим родственникам и ответил, что посещение могил 9 ава разрешено и возможно, как и в любой будний день. Предложил ему надеть тфилин, но он отказался. Я немного его проводил и по пути предложил зайти в синагогу «Тфила ле-Моше» в нашем Центре социального обеспечения… И в итоге старый еврей согласился надеть тфилин.
«Когда вы в прошлый раз надевали тфилин?» — спросил я, закатывая его рукав. «Никогда. Это первый раз». Я объяснил, как закрыть глаза рукой, и попросил его повторить за мной по слову «Шма Исраэль», он начал – и сам закончил, и оказалось, что он знает наизусть продолжение! Почти полностью!
Когда я снимал с него ремни тфилин, он рассказал, что был специалистом-математиком и посвятил этому всю свою жизнь, но много страдал на разных местах работы, где ему не давали продвигаться или мешали — всё из-за того, что он еврей. «Двадцать лет назад мой брат заболел, и кто-то сказал мне читать «Шма Исраэль» ради его выздоровления. С тех пор я читаю это каждый день», — в третий раз удивил он меня.
Какое счастье – встречать такие редкие еврейские души. И каждая заповедь, которую они исполняют, — это ещё один шаг навстречу скорому Избавлению.
Читайте также