Дата: вторник, канун новомесячья менахем-ав 5780 г.
Место: магазин велосипедов “Хай 5”
«Ты помнишь, как мы встретились в прошлый раз? Это было в банке». – «Конечно, помню, – ответил я, – и надеюсь, что ещё встречу тебя в банке с гораздо большей суммой денег на счету».
Я не принёс вино, потому что был канун новомесячья менахем-ав, и я опасался, что мы не успеем «уговорить» бутылку до наступления месяца, в начале которого вино не пьют. Вместо этого я принёс немного закусок, и мы сделали лехаим над стаканом пива.
Всё это происходило на углу Минаевского проезда и Тихвинской улицы, здесь, в Марьиной Роще. Позади Сбербанка, на одну ступеньку вниз, за несколькими велосипедами меня сразу встречает широкая улыбка моего друга Гершона Смоленского. Над ремонтом велосипедов трудится один из еврейских сотрудников. Я предлагаю ему наложить тфилин, и он сразу соглашается. Ремень тфилин на левой руке почти не пришлось затягивать: это крепкая рука рабочего. Гершон смотрит со стороны и радуется, ведь его мастерская по ремонту велосипедов – не только место его работы и заработка, но и место помощи детям из еврейской общины, и место духовной помощи всем евреям, кто обратится к нему.
Гершон вспоминает, как он был банкиром. Да, восемь лет назад он открыл в центре Москвы еврейский банк – «Банк Менора». Но банкирское дело, видимо, было не для него, и банк пришлось закрыть. После нескольких попыток заработать Гершон решил заняться делом, всегда необходимым в Москве – продажей и ремонтом велосипедов и электровелосипедов. Два моих сына уже чинили здесь свои велосипеды, и я очень доволен результатом, да и ценой. Другие члены общины также рассказывают об умелом ремонте и хорошем отношении к членам общины в магазине Гершона Смоленского. Название магазина – «Хай 5» – можно увидеть на майках и кепках многих еврейских подростков общины.
От Гершона я направился на Октябрьскую улицу, в мясной магазин и кафе «Эльон». На углу здания – вход в ещё один магазин, овощи, фрукты, напитки и одноразовая посуда, магазин Дмитрия Янкелевича. Дмитрий постоянно занят – работники, товары, покупатели – но уже много лет он ежедневно приходит на утреннюю молитву в синагогу. «Как дела, брат?» – отрывается Дмитрий от дел и обращается ко мне. Я интересуюсь, как у него дела – не для проформы, а искренне, и он рассказывает, что жители-соседи, постоянные клиенты, не понимают, почему он закрывает свою лавку с вечера пятницы до утра воскресенья. В Москве это пока непривычно… Было бы хорошо, выражает своё пожелание Дмитрий, чтобы больше членов общины, понимающие причину такого поведения, приходили к нему и покупали у него. Овощи и фрукты для шабата я купил у Дмитрия.
В прошлый шабат мы учились вместе с р.Мордехаем Вайсбергом по книге «Ликутей Тора» Алтер ребе, главу «Матот». И вот что пишет там Алтер ребе об Иерусалимском Храме. Первый Храм существовал 410 лет. Он был разрушен 2442 года назад за грехи евреев. Это были тяжкие грехи: идолопоклонство, разврат, убийства. Эти преступления связаны с эмоциональной стороной личности, соответствующей семи «нижним» сфирот. Евреи были изгнаны со своей земли и раскаялись. Исправление семи сфирот в системе из десяти сфирот заняло 7*10=70 лет, и по истечении семидесяти лет Храм был снова построен. Второй Храм стоял 420 лет – и также был разрушен, 1952 года назад. Но он до сих пор не восстановлен! И известно из Талмуда, что он разрушен за беспричинную вражду между евреями.
Судя по тому, что Храм до сих пор не стоит в Иерусалиме, беспричинную вражду исправить гораздо тяжелее. Да, ведь она связана с самим Именем Всевышнего. А исправить её можно только одним путём – «беспричинной любовью», как говорят мудрецы. Евреи ненавидели друг друга, не ища поводов – а теперь мы должны любить друг друга, не ища причин и обоснований. Просто так.
Один из способов выразить любовь и дружбу, у которой нет причин, нет обоснований, нет поводов – помогать евреям. В частности, помогать им в заработке. Если магазин брата-еврея находится в нескольких шагах дальше, чем другой магазин – сделаем эти несколько шагов, ведь таким образом мы реально поможем нашему брату заработать на жизнь. Если у нас есть выбор, с кем заключить сделку – заключим её с евреем, даже если при этом мы получим на копейку меньше прибыли. Мы дадим ему заработок, своими руками поможем ему в жизни в том, в чём он нуждается. Это одно из выражений «беспричинной любви», которая и приведёт Избавление.
Гут шабес
Шия