Есть открытые города, да и люда там – открытые. Их сразу видно, дворы, витрины, глаза, характер. Феррара не такая – пустые улицы даже не представляются оживленными, фасады особняков – мавзолеев “идеального” города построенного по единому плану закрывают от глаз посторонних жизнь хозяев. Не знаешь ключника – внутрь не попасть. Да и особого желания не возникает. Кирпично-монохромный город уже давно похоронил духовно живых людей. Основанный в Vвеке город пережил расцвет в XIII – XVI веках и уснул.
Интересно, что уже в начале XX века у русского путешественника П.П.Муратова возникли такие же ассоциации. Не пробудилась Феррара за сто лет.
“Феррара похожа на кладбище, и между рядами ее гробниц хочется проходить благоговейно, с непокрытой головой. Ни один из этих городов не представляет в такой полноте, как Феррара, благородного зрелища естественного умирания вещей, в которых некогда воплощались человеческие верования, страсти и способности. Феррара умолкла, и молчание нигде не является таким торжественным знамением смерти, как в этом городе, где столько поэтов слагало свои песни”.
Но, про особняки, дворцы и придворные сплетни, герцогов и художников напишут другие.
А я напишу про еврейскую общину города, и в этом истории несколько этапов.
Есть предположение, что евреи жили в Ферраре еще в эпоху античности, однако первые упоминания в документах появляются в 1088 и 1275 гг. В XIV веке инквизиция наложила на общину непосильные штрафы, а местный поэт Франческо ди Ваноццо прославился антисемитскими сонетами.
Герцоги д’Эсте владевшие городом с XV веке покровительствовали евреям и многократно становились на их сторону защищая своих подданных от папских указов. Эрколе I разрешил Шмуэлю Мелли купить особняк и переоборудовать его в синагогу. В 1477 году Авраам бен Хаим Мин ха Цовим (“из красильщиков”) открыл в городе одну из первых еврейских типографий в мире. В то же время рав Авраам Церфати преподавал иврит в городском университете. В то же время в городе жил автор первого труда по географии на иврите философ Авраам Фариссол.
В самом конце XV века в город прибыли испанские изгнанники и возникла автономная сефардская община со своей синагогой. Эрколе I разрешил им заниматься медициной и торговлей. Им были предоставлены налоговые льготы. В XVI веке еврейская община Феррары пополнилась евреями из Богемии и Германии, Неаполитанского королевства и Болоньи. Каждая группа переселенцев образовывала отдельную общину. В результате к началу XVII века в Ферраре проживало более полутора тысяч евреев и было десять синагог.
Герцоги д’Эсте не позволяли церкви притеснять их евреев, но иногда это происходило. В 1553 году в городе состоялось публичное сожжение Талмуда. Как следствие этого в 1554 году в Ферраре состоялся съезд представителей еврейских общин Италии. Он съезде обсуждалась возможность удалить из книг на иврите фрагменты, вызывающие недовольство церкви. В это время город стал центром еврейской учености. В нем жили поэт Яаков Фано и философ Авраам де Галиччи Ягель, кабалисты рабби Иехуда Хайят (автор инхат Иехуда) и рабби Менахем Азария де Фано (автор известной книги Гильгуль Нешамот (Переселение душ)).
Впрочем, многие пожив в Ферраре уезжали из нее, например историограф Азария бен Моше деи Росси, хронист Шмуэль Уске, врач Аматус Лузитанский. В то время типография успела напечатать более тридцати наименований книг на иврите, включая знаменитую “Библию Феррары” – ТаНаХ на испанском языке. Несколько лет в городе прожила знаменитая донна Грация Наси.
В 1598 году Феррара стала Папской областью и евреев обязали носить отличительный знак – желтую ленту, продать недвижимость, оставили три синагоги, остальные были закрыты. В 1624 году началось строительство гетто, куда через два года согнали все еврейское население города. Как и в других городах находящихся под папским управлением евреев заставляли слушать проповеди призывающие к крещению. Еврейским врачам запрещалось оказывать помощь христианам. В XVII-XVIII вв. многочисленные погромы инициированные горожанами сопровождались ради разнообразия кровавым наветом. В это время в городе жил рав Ицхак Хизкия бен Шмуэль Лампронти. Лекции по медицине и философии он слушал в университете Падуи, его учителями в традиционных дисциплинах были ведущие раввины того времени. В преподавании он ввел изучение светских наук наряду раввинистической литературой. Самым известным его трудом является энциклопедия в области Галахи “Пахад Ицхаак” (Трепет Ицхака). Даже будучи главой иешивы он продолжал в свободное время быть врачом. Среди его студентов был молодой Моше Хаим Луццатто (РаМХаЛь). Лечил нуждающихся бесплатно.
В то же время в Ферраре жил автор введения в Талмуд раввин Шмуэль Финци. Среди его потомков актеры, режиссеры и музыканты.
В городе работала школа талмуд-тора для еврейских детей. Не проявлявших способностей к наукам отдавали на обучение в типографию, дабы вырастить новое поколение мастеров книгопечатания.
В 1796 году город заняли французские войска и евреи получили равные права с остальными гражданами. В 1797 году снесли ворота гетто, но как выяснилось позднее – рано радовались. Город вернулся под папскую власть и евреев вновь ограничили гетто. Окончательно равные права они получили только в 1860 году, когда город вошел в состав объединенной Италии.
Несмотря не процветание в XIX – начале XXв. община уменьшалась за счет ассимиляции и миграции. В 1931 году в Ферраре проживало 822 еврея. Осенью 1943 года 183 еврея были депортированы в лагеря смерти. Выжили из них пятеро. Еще трое были убиты в городе. Итальянские фашисты разгромили синагогу, а в 1944 году нацисты разрушили ее окончательно. После окончания войны в городе проживало около двухсот евреев, в 1970 – 150, в 90х годах – менее ста. В 2012 году было землетрясение в результате которого еврейский центр – бывшая итальянская синагога сильно пострадала и до сих пор закрыта на ремонт.
Самым известным евреем Феррары ХХ века является писатель Джорджо Бассани. Его книги “Пять феррарских историй” и “Сад Финци-Контини” принесли ему широкую известность. Я не буду их пересказывать – они доступны для чтения и на русском языке. Безусловно, ходя по улицам Феррары и по еврейскому кладбищу, ощущение что ты находишься в одной из книг Бассани.
К слову, кроме гетто, единственная доступная в городе еврейская достопримечательность, это кладбище. Оно расположено в пределах крепостной стены. Используется с XVII века. Более древнее, сефардское, находилось рядом. Шикарные мавзолеи, соответствующие по стилю особнякам Феррары заброшены и забыты потомками. Бедные и богатые, молодые и старые евреи Феррары никому не нужны. Редкий турист чудом попавший на закрытое для посещения кладбище идет смотреть на могилу Джорджо Бассани, на памятник созданный Арриго Минерби. Кстати, Минерби , работал как скульптор в основном для церквей и до войны был фашистом. Его собратья-фашисты предали его, и он чудом спасся скрываясь в монастыре в Риме.
Впрочем, я не об этом. Еврейское кладбище в Ферраре оставляет послевкусие абсолютно беспросветной грусти. Там хочется остаться и молиться, молиться, молиться за подъем душ бывших когда-то богатыми и красивыми, но такими ассимилированными, евреев.
На центральной площади Феррары до сих пор стоит колонна сделанная из еврейских могильных плит.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также