Образование – это, без сомнения, очень важно. Важно его наличие и качество. Но в современном обществе наметилась некая странная тенденция, я бы сказала, переоценивания значимости образования, своего рода общественная истерика на эту тему. Причин тому много.
Во-первых, многообразие методик образования, из которых хочется выбрать лучшую. При этом всяк кулик хвалит свое болото, и педагоги наперебой расхваливают именно свой подход – поди разбери, без серьезного понимания.
Во-вторых, снижение качества образования в целом, а как следствие страх “попасть не туда”. И это объективно страшно, ведь очень многое зависит от педагогов, и того как они будут учить вашего ребенка. Ну и опять же учить – это дело профессионалов, и не задача родителей во всем самим разбираться.
Ну и в-третьих, от качества образования и правда многое зависит. Например, возможность поступить в ВУЗ на престижную специальность и в дальнейшем зарабатывать хорошие деньги. В современном обществе, увы довольно серьезная разница в зарплатах и нет того понятного пути, который был, например, в советское время, когда после института было распределение и каждая профессионально-карьерная линия была более или менее понятна. Да, сейчас больше свободы и возможностей, но и больше неопределенности, а значит – тревоги.
Вот поэтому родители начинают паниковать еще при выборе детского сада. Начальная школа – вообще становится выбором от которого, может показаться, зависит жизнь или смерть. И так далее.
И желая своим детям только самого лучшего, стараясь позаботиться о них, родители начинают учить их буквально с пеленок, а уж как только чадо пошло и заговорило, тут все, пора готовиться к поступлению в университет. И очень часто в начальной школе можно увидеть уставших учиться детей.
В свое время я провела огромное количество диагностик готовности ребенка в школе. Это печальное зрелище, скажу я вам. Дети могут быть умные, рука может быть готова к письму, а мышление сформировано достаточно, чтобы понять материал, даже произвольность может быть на месте. Только вот желания нет почти ни у кого и позиция школьника не сформирована, а зачастую еще и эмоционально дети не дозрели. Вот на фоне этого и задумаешься, а что же важнее сомнительное, туманное будущее (которое может оказаться совсем не таким радужным, если в детстве перегрузить ребенка) или его счастье и гармоничное и постепенное развитие.
Я не говорю о том, что образование не нужно. Я просто считаю, что очень важно не поддаться истерии, охватывающей родителей, когда они начинают задумываться об образовании. Я также призываю не заменять реального, живого человека – ребенка, пусть даже самой радужной и счастливой картинкой его будущего.
И к сожалению, в настоящее время довольно сложно определиться и выбрать действительно хорошую школу, где бы качество образования давалось не через муштру и натаскивание (обычно с серьезной поломкой детской психики), а за счет грамотно просторечной программы и профессиональных педагогов способных не только гнать программу и требовать, но и видеть конкретного ребенка с его особенностями и работать именно с ним.