Вопрос: Есть ли свидетельства того, что еврейские мысль и философия оказали влияние на греков?
Ответ: Отвечая на ваш вопрос, мне, пожалуй, следовало бы начать с цитаты из трудов Гермиппа из Смирны. Он обвиняет Пифагора в том, что тот своими поступками и словами “подражает евреям и переносит на себя их мнения”. Или же мне следовало процитировать Клеарха из Сол, который рассказывал о встрече Аристотеля и некого еврея: “Он беседовал с нами и с другими философами долго, проверяя наше искусство в философии, а поскольку он общался с многими учеными мужами, то он передал нам больше информации, чем получил от нас”.
Много сказано об архитектурном мастерстве греков, особенно о греческих колоннах, эолические и ионические капители которых служат примерами греческой креативности. Но сегодня никто не вспоминает израильских архитекторов, которые первыми, за много столетий до греков, использовали знаменитый сейчас мотив пары свитков, разматывающихся по спирали от центрального треугольника в капители колонны. Эти мотивы были найдены археологами на многих “догреческих” капителях, обнаруженных в древних еврейских городах. Это заставило одного известного археолога сказать: “Трудно поверить в случайность того, что ни один из этих мотивов не был обнаружен в соседних землях. Их нашли только на несколько столетий позднее, но мы продолжаем говорить о них как о “протоионических”.
Еврейское влияние на греческий алфавит очевидно. В конце концов, самое его название происходит от ивритских букв алеф и бет. Даже в самих буквах сохранились остатки их происхождения. Например, буква Q, являющаяся в греческом и латинском алфавитах избыточной, бесполезной при самостоятельном использовании. Ее следы ведут к семитскому горловому звуку куф.
Эти факты вызывают у нас резкий вопрос: почему мы больше не слышим об этом? Почему, например, историки, постоянно опирающиеся на труды Иосифа Флавия, редко упоминают его рассказы о еврейском влиянии на греческую цивилизацию? Правда ли то, что пишет Флавий, то есть, “потому что они завидовали нам, или по другой не имеющей оправдания причине”? Возможно. Но почему-то у меня возникает чувство, что не только в этом дело.
Пока я размышлял над этим и просматривал книги на полках в поисках того, что может помочь, меня внезапно осенило: я делал все неправильно. Ответ не будет найден в книге по философии, древней или современной. Он прямо передо мной. Это моя ханукия. Разве история Хануки не является историей битвы между еврейскими и греческими философами, в которой победили евреи? Разве мы не видим знаки этой победы, проходя каждый день по улицам? Но я, наверное, забегаю вперед. Давайте вернемся к началу…
Хотя в греческой философии было много различных, зачастую антагонистических школ, их объединяло то, что они акцентировали внимание на роли логики, на исследованиях причин и верховенстве человеческого интеллекта. Это справедливо не только применительно к греческой философии, но и к большинству западных философий, являющихся продолжением греческой философии. Даже если считать преувеличением слова Альфреда Уайтхеда, что “западная философия – это всего лишь ряд примечаний к философии Платона”, есть все основания сказать, что в целом она была сформирована греками. И это возвращает нас к истории Хануки.
Во время событий Хануки просвещенная эллинистическая культура распространялась по всему цивилизованному миру. Она оказала влияние на значительную часть еврейского населения. Из- за нее они оставили свою веру ради рационализма, променяв сверхъестественное на естественное и духовное на физическое.
История Хануки это не только история физического восстания евреев против греческого гнета. Это история восстания веры против тех кто считал ее уделом легковерных и необразованных. Это история торжества сверхъестественного над естественным, духовного над физическим.
Разве более двух тысяч лет спустя знаки триумфа веры не очевидны? Конечно же, западная цивилизация и философия процветают. Многие продолжают верить в разум и материальное. Но когда мы идем по улице, едем в автомобиле или метро, разве мы не видим и не слышим вокруг себя выражения веры? Разве мы не видим множества учреждений, связанных с верой и духовностью, а не с материальным?
Если “западная цивилизация – всего лишь примечания к Платону”, то в равной степени справедливым будет сказать, что вышеупомянутые выражения веры в Б-га и духовности в значительной мере обязаны своим существованием иудаизму и его вере в Единого Создателя.
Р-н Йеуда Шурпин
Источник: ru.chabad.org
Читайте также