Вместе со всеми, кто изучает «ежедневный лист» Талмуда, я закончил неделю назад трактат Бава кама, и с чувством удовлетворения от выдержанного графика начал первый (то есть второй, конечно) из 118 листов трактата Бава Мециа. И ко мне пришли детские воспоминания. Я сижу на первом уроке в 4 классе «талмуд-торы» в Иерусалиме, держа в руках большую брошюру, на страницах которой перепечатаны страницы Талмуда. Я буду учить Талмуд, как большие, как взрослые! В моей брошюре – такие же страницы, как в тех книгах, что занимают почетное место в книжном шкафу моих родителей.
И внезапно на меня обрушиваются новые, сложные понятия. Клятва по одной части иска; «можно делать человеку благо не в его присутствии»; двор, который умеет приобретать имущество; четыре локтя вокруг человека, которые, оказывается, тоже умеют приобретать имущество; а главное — новый язык, вавилонский арамейский, слова которого составляют половину слов Талмуда. И даже если текст на иврите, в нем не сразу разберешься:
«Два человека держатся за плащ. Один говорит: я его нашел, и другой говорит: я его нашел. Один говорит: он весь мой, и другой говорит: он весь мой. Приговор: этот должен поклясться, что владеет не менее чем половиною плаща, и тот должен поклясться, что владеет не менее чем половиною плаща, а потом они его разделят». А через несколько уроков оказывается, что и плащ не такой, как мы его представляем, и держатся эти двое не как все люди, и слова «он весь мой» излишни, и странная формулировка «не менее чем половиною» более чем оправданна, и «делят» не плащ, а его стоимость, и клятва – это результат, которого мудрецы всеми силами стараются избежать, и… В общем, если вы поняли слова в Талмуде, вы еще не поняли его текст!
Трактат Бава меция изучать непросто. Три первые его главы (а в каждой главе по нескольку десятков таких вот имущественных споров) посвящены имущественным правам на находки и ответственности хранителя. И тем не менее в большинстве религиозных учебных заведений маленькие дети начинают Талмуд именно с этого трактата, с первой или со второй главы. Заметьте, не с трактата Брахот, где говорится о молитвах и благословениях, об отношениях «между человеком и Всевышним», а с претензий «между человеком и человеком», с возмещения за причинение вреда человеку или его имуществу. И это не случайно.
Шаг за шагом наш учитель знакомил нас – детей 8-9 лет – с темами, которым посвящен этот трактат: правила принятия решения об имуществе сомнительной принадлежности, законы о потерянных и найденных векселях, закон об ответственности продавца за проданную землю, закон о возвращении потери, закон о займе и залоге, приобретение имущества обменом и перемещением, закон о жульничестве и многое другое.
Так и только так развивается «идише коп», «голова Гемары», голова, которая ничего не принимает на веру, а разбивает на элементы и доходит до деталей. Так еврейская душа развивается, приучаясь внимательно относиться к имуществу ближнего и не прикасаться к тому, что не свое. Так вырастает еще одно поколение евреев, которые знают, что успех в учебе – это не высокий уровень изучения математики или географии, при всей их важности, а изучение Торы, особенно в юном возрасте. Это залог по-настоящему счастливой жизни.
Читайте также