В Австрии есть маленький городок Кёсег. Сонный, провинциальный, с неплохо сохранившимся историческим центром, барочными церквями и бастионом. Основание крепости относят к XIV веку, но главное событие в истории города – это героизм, проявленный горожанами в XVI веке, когда к Кёсегу подступила огромная армия султана Сулеймана Великолепного. Под руководством Миклоша Юришича почти месяц гарнизон сдерживал натиск врага. В результате Сулейман решил не двигаться дальше на Вену. Эта история описана в деталях и подробностях, но меня, естественно, интересовала история еврейской общины города. И, тут, как всегда не обошлось без сюрпризов.
Сегодня в городе еврейской общины нет. Сохранилось кладбище, на которое мы не попали, и синагога, закрытая для посещения, поскольку, находится в аварийном состоянии. Еще есть табличка, в память об общине, уничтоженной в период Холокоста.
Но не зря сказал Творец праотцу Аврааму, что будет его потомство, как звезды на небе. Мерцающие звезды родом из маленьких, забытых людьми местечек, оставили свой след в мировой истории, культуре и искусстве.
История еврейской общины Кёсега насчитывает более 500 лет. В 1393 году евреи из Богемии и Германии были приглашены местными правителями и получили свободу вероисповедания. Евреи приняли активное участие в обороне города в 1532 году и были награждены за свою доблесть земельными участками и льготами на уплату налогов. Но, как и в других местах, спокойная жизнь для евреев была очень кратковременна. В XVII веке евреи вынуждены были бежать из города, бросив все. Свитки Торы были конфискованы местными властями. В XVIII веке община была восстановлена. Инициатором этого процесса был единственный еврей Кёсега – М. Шлезингер. Больше, чем имя, мне про него узнать не удалось.
Всем известно наше национальное качество – сделать все для того места, которое мы считаем родиной, и еврейская община Кёсега его проявляла в торговле и промышленности. В 1798 году в городе родился мальчик, для которого провинция оказалась тесной. Звали его Филипп Шей, и он стал первым евреем получившим титул барона в Австро-Венгрии. Барон Шей фон Коромла стал промышленником и филантропом. Именно он финансировал строительство синагоги в Кёсеге, а также дома престарелых и первого в империи детского сада. Его дворец в Вене до сих пор является украшением города. Одно время в нем располагалась городская опера, сегодня это офисное здание.
Потомки барона состоят в родстве с семействами Ротшильдов и Эфрусси. Одним из них является Эдмунд де Вааль – английский художник – керамист, автор замечательной книги “Заяц с янтарными глазами”. Он описывает скитания его семьи, сопровождаемые коллекцией нэцке. И мне подумалось, у многих из нас, есть свои коллекции бесценных вещей. В моей семье такими предметами являются тфилин, талас и книги моего прадеда. Каждому свое.
Жизнь еврейской общины не прекратилась с отъездом из города Филиппа Шея. В 1910 году в Кёсеге проживало 266 евреев. Позже многие уехали в большие города, а молодые сионисты отправились создавать Еврейское государство.
В 1940 году Германия организовала для мужчин-евреев лагеря для принудительного труда. К концу 1944 года надвигающийся крах усилил политику уничтожения евреев. 117 евреев Кёсега были депортированы в Освенцим. Около пяти тысяч – были временно расквартированы в городском гетто. Кёсег был одной из немногих остановок на “марше смерти”. О кошмарных условиях, в которых содержались евреи, рассказывает венгерка Хани Серене. Она тайком выпекала для них хлеб. Через двадцать дней оставшихся в живых погнали умирать дальше…
В ноябре 1988 года четырнадцать выживших евреев в Катастрофе собрались в синагоге и поместили на стене бронзовую табличку. Памяти еврейской общины Кёсега.
Здание синагоги в 2009 году выкупил местный банк. Планировали открыть там магазин антиквариата, не самый плохой вариант использования синагоги. Но, видимо, в обозримом будущем и этого не будет.
Читайте также