«Веселья час и боль разлуки…» строки из этой, пожалуй, самой знаменитой песни Поля Марселя могут быть эпиграфом к книге о его трагически сломанной жизни.
Я на мир взираю из под столика.
Век двадцатый – век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!
Это стихотворение написал в 1945 году поэт Николай Глазков, сын расстрелянного врага народа.
Действительно, ХХ век не раз нам покажет как внезапно и трагически может измениться жизнь любого человека.
Не была исключением жизнь и судьба семьи Поля Марселя. Леопо́льд Се́ндерович Иоселе́вич, отец композитора, сочувствовал анархистам, но вступил в РСДРП, поменял свое имя на партийную кличку Александр Русаков и под этим именем эмигрировал в 1905 году во Францию. Мы не знаем, какие цели преследовал Александр, то ли он выполнял партийное задание, то ли это было желанием спасти близких от погромов, которые то и дело вспыхивали на Юге России.
Семья Иоселевичей была большая, кроме Поля, родившегося в Марселе в 1908 году, было еще 3 сестры и брат.
Александр Русаков и во Франции не прекратил революционной деятельности, за что и был выслан в Россию в 1919 году за организацию в Марселе забастовки портовых рабочих.
Русаковы поселились в Петрограде, где Александр Русаков в годы Нэпа стал удачливым коммерсантом, а Поль Русаков, взявший псевдоним Марсель, окончил Ленинградскую консерваторию, подружился Сергеем Есениным, Борисом Пастернаком и Дмитрием Шостаковичем, с которым они вместе начали свою творческую карьеру играя таперами в синематографе.
Благополучная жизнь закончилась в 1936 году. Был арестован как враг народа отец, а следом за ним и вся его семья. Поль Марсель, ставший к тому времени известным музыкантом, 2 июня 1937 был приговорен к 10 годам лагерей за принадлежность к троцкистской
организации. Тогда же и исчезло его имя с издаваемых пластинок, а популярнейшая «Дружба» обрела другого автора.
Как музыкант и дирижер Поль Марсель был направлен в Музыкально-драматический театр Вятлага НКВД в Кировской области. И с тех пор имя его проскальзывало изредка в хрониках ведомственных газет ГУЛАГа. «Музыкальная обработка композитора Поля Марселя дала блестящие результаты, оркестр звучал прекрасно. Не диссонировало и смелое нововведение композитора — соло на гавайской гитаре. “Сильва” — это крупный успех и большое достижение в культурной жизни Вятлага», — такими высокими оценками одаривала Поля Марселя газета политуправления Вятлага «Лес — стране!».
Полю Марселю «повезло», его выпустили из лагеря досрочно «за высокие производственные показатели». После освобождения он работал дирижером в цирке сначала в Воронеже, а потом в Иванове.
Композитор вернулся в Ленинград в 1956 году благодаря похлопотавшему за него Дмитрию Шостаковичу, устроившему его на работу в Ленинградский цирк.
В 1973 году, Поля Марселя не стало, и после его смерти сгинул весь его большой архив. Так окончилась недолгая, так ярко начавшаяся жизнь талантливого композитора.
А у его песни оказалась долгая и счастливая судьба, ее пели многие известные советские исполнители и мы все помним блестящее исполнение «Дружбы» Натальей Гундаревой в фильме «Зимний вечер в Гаграх».
Читайте также