С названием Карловы Вары ассоциации у всех возникают похожие: целебная минеральная вода, санатории. За шестьсот лет существования курорта, кто здесь только не лечился: Карл IV и Петр Великий, Гете и Шиллер, Бетховен и Шопен, Паганини и Гоголь, Лист и Фрейд, Маркс и Брамс… Всех не перечислить и не вспомнить. Но мой рассказ не про них, а про еврейскую общину города.
До XIX века евреям было запрещено жить в городе. “Первая ласточка” – разрешение посещать город и лечиться чудесной водой было получено в 1833 году. В 1847 году в Карловых Варах было построено первое в своем роде общежитие для малообеспеченных еврейских пациентов. Разрешение на создание общины было получено в 1868 году, а в 1877 была построена синагога, рассчитанная на 2000 прихожан.
К началу ХХ века Карловы Вары стали популярны в еврейской среде, как место для деловых переговоров и сватовства. В городе были проведены двенадцатый и тринадцатый сионистские конгрессы. Но “недолго музыка играла”: 10 ноября 1938 года синагога была разрушена и во времена Катастрофы община была уничтожена.
В 1945 году, как птица феникс, община восстала вновь. На месте разрушенной синагоги был возведен памятник жертвам нацизма.
Сегодня в городе активная еврейская община, есть еврейский центр, микве и действует кладбище. Самыми яркими “звездами” из еврейского “созвездия Карловых Вар” стали три личности: Людвиг Леви Мозер, Бруно Адлер и Уолтер Сернер.
Уолтер Сернер, он же Вальтер Эдуард Зелигман, сколько не пытался отойти от своего еврейства – не получилось, сколько не пытался спасти свою жизнь – не удалось.
Он родился в семье владельца местной газеты и стал одним из основоположников дадаизма. Его книги были сожжены во время массовой экзекуции 10 мая 1933 года. В 1938 году он с женой переехал в Прагу. Оттуда пытались уехать в Шанхай. Но 10 августа они были депортированы в Терезин, оттуда в Ригу. Там “король хаоса и провокации” Уолтер Сернер и его жена Доротея были уничтожены поклонниками мирового порядка. После Катастрофы его книги стали культовыми.
Другого уроженца Карловых Вар – Бруно Адлера тоже тянуло к прекрасному, но дадаизму он предпочел Баухаус. В 1936 году он уехал в Англию. Во время войны работал в ВВС. Под видом развлекательной программы на немецком языке в программах от трех до пяти минут он транслировал британскую пропаганду, призванную облегчить состояние людей, уставших от бесконечной войны. Катастрофу он пережил и продолжил заниматься литературой и историей искусств.
Третий – самый яркий в истории города – Людвиг Леви Мозер. Его детище до сих пор является “визитной карточкой” Чехии. В 1857 году талантливый гравер и коммерсант основал стекольный завод Moser. С самого начала он решил специализироваться на эксклюзивных изделиях для аристократии. И не прогадал. Со временем он получил графский титул, не меняя при этом своего вероисповедания. Филиалы его компании были открыты по всему миру. Продукцию его фабрики можно было встретить при императорских дворах. Несмотря на все трудности, и гибель большинства его потомков во время Катастрофы, завод существует до сих пор. А его продукция радует своим дизайном самых богатых людей планеты.
Людвиг Леви Мозер занимался не только бизнесом, но и благотворительностью. Он построил и содержал госпиталь для бедных и синагогу. Эти его проекты, к сожалению, до наших дней не дожили.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также