В городок Сенигаллию уже в XIV веке евреев привлекла ежегодная ярмарка. Приехали торговать и остались. Герцоги, заинтересованные в развитии города, вначале предоставляли свободы и привилегии. Банкиры и торговцы пользовались уважением властей. А потом власти менялись – привилегии заканчивались. Но спасибо, хоть не изгоняли. В 1631 году Сенигаллия перешла под власть Папы Римского. Было создано гетто, появился приказ о ношение отличительного знака на одежде. Синагога осталась за пределами гетто, посему построили новую.
В этот сложный для общины период в 1649 году евреи Сенигаллии не оставались равнодушными к несчастью своих братьев. Общиной была собрана значительная сумма денег, чтобы выкупить польских евреев, попавших в рабство во время казачьих войн. А сами, спасаясь от папских преследований, переехали в Анкону.
Короткий период свободы, принесенный французами, закончился погромом и убийством тринадцати членов еврейской общины. Гетто было отменено только в 1848 году, социальное равенство – в 1860году. Синагога, построенная в 1634 году, и несколько зданий частично сохранили свой изначальный вид.
В результате погрома в 1799 году и возвращения в гетто в 1801 многие элементы интерьера были утеряны, утраченное пришлось обновить. После землетрясения 1930 года здание было отремонтировано. Сегодня складывается впечатление, что были деньги на ремонт, но потом они внезапно кончались, и всё, под замком и аккуратно накрытое, сокрытое от глаз человеческих, хранится до прихода Машиаха. Даже в Йом Кипур и Рош ха Шану здесь слышен только шелест спускающихся молитв ангелов, читающих имена ушедших членов общины, записанные в сохранившихся документах.
Заросшее и полузаброшенное еврейское кладбище начинается с 1878 года. Надгробные плиты с более древнего кладбища частично перенесены сюда, частично оставлены в разбитом мэрией на месте древнего кладбища Саду Анны Франк. Тысячи захоронений большой когда-то общины сокрыты от глаз.
От 550 евреев начала XIX века, к 1969 году осталось тридцать, сегодня – пару семей.
Самыми известными евреями города являются представители семьи Сенигаллия. Есть две теории об их происхождении: одна утверждает, что они сефардские евреи, обосновавшиеся в городе в 1470 году; вторая – они переехали из Рима, третья – прибыли из Ашкеназа, спасаясь от погромов 1348 года.
Среди семей, покинувших Рим, был человек по имени Леви, его семья задержавшись в городе, получила фамилию Сенигаллия. Их потомки разъехались по разным городам.
Самыми известными представителями этого рода являются Оскар Сенигалья (1877 – 1953), основатель итальянской сталелитейной промышленности. Сегодня его компания носит название Gruppo Riva. Участвовал в Первой Мировой войне.
Леоне Сенигаллья (1868 – 1944) – итальянский композитор. Умер из-за сердечного приступа во время отправки в концлагерь.
Джузеппе Сенигаллия (1884 1916) – итальянский гребец, выиграл восемь медалей на чемпионатах Европы. Умер от ран во время Первой Мировой войны. В память о нем назван стадион в городе Комо.
А в Сенигаллии нас встречал человек по фамилии Коэн, симпатичный, элегантный, с магендовидом на шее, немного говорящий на иврите. Его дочь зовут Натания. Наверное, сам факт его присутствия приносит благословение горожанам. Мне показалось, что ему больно было расставаться с нами. Он закончил разговор фразой: “В следующем году в Иерусалиме!”.
Сегодня итальянский город Пезаро примечателен в основном тем, что это курорт, что в нем родился великий Россини. А т любителям римской истории важно помнить, что тесть Нерона и дедушка Тиберия – Марк Ливий Друз Клавдиан тоже отсюда. Город знаменит расписной посудой и мотоциклами.
Однако нас с вами интересует другой ракурс – еврейская история Пезаро.
Первое упоминание о еврейской общине относится к 1214 году. Под властью герцогов евреям жилось неплохо, и это давало им возможность заниматься не только хлебом насущным и банковским делом, но и творчеством и книгопечатанием. В XVI веке в Пезаро жил самый плодовитый представитель клана печатников Сончино – Гершом бен Моше. Он печатал книги на иврите, идише, латыни и греческом. В поисках редких рукописей он совершал целые экспедиции. Во время одной из них во Франции он обнаружил Тосафот Элиэйзера из Тука и впервые напечатал это сочинение. Он выпустил первую книгу для взрослых и детей с иллюстрациями. Это было сочинение Ицхака Ибн Сахулы “Мешал ха-кедмони” (Притча предка). Гершом издавал не только религиозную литературу. Именно он впервые издал книгу стихов Иммануэля Римского “Махверот Иммануэль” (Тетради Иммануэля). В типографии Сончино были полностью напечатаны Танах и Талмуд. Из-за придирок властей он вынужден был переехать в Салоники, где продолжил заниматься книгопечатанием.
Еврейская жизнь в диаспоре всегда зависит от отношения к ним властей. Пока герцоги были благосклонны, все процветало, город был еврейской столицей герцогства Урбино. Спасающиеся от преследований сефардские евреи находили в Пезаро новый дом. Процветала международная и региональная торговля шерстяными тканями и кожей.
Изгнанные из Неаполитанского королевства семьи Сарфати и Абарбанель занимались торговлей и финансовой деятельностью.
Но в 1632 году город перешел под папскую власть. И вскоре после этого в Пезаро было создано гетто. Жители гетто были обязаны носить желтый знак. Согласно новым правилам евреям было запрещено владеть недвижимостью и нанимать христианскую прислугу, торговать чем-либо, кроме поношенной одежды. Еврейские врачи не могли больше лечить христиан. К тому времени там уже было две синагоги, итальянская и сефардская, а третья, оставшаяся за пределами гетто, была заброшена. В 1645 году в городе насчитывалось 524 еврея, они занимались медициной, торговлей и ремеслами. Но еврейское население постоянно сокращалось.
И даже временно обретенная свобода в 1797 году обошлась небольшим погромом без человеческих жертв. В 1823-29 гг. евреи были вынуждены продать всю свою недвижимость, и далее община по сути существовала только на пожертвования сыновей Захарии делла Рипы. Запреты и дискриминация, введенные вновь, закончились только в 1860 году.
В 1930 году гетто было перестроено, и сегодня можно увидеть только небольшую его часть, сохранившуюся в оригинальном виде. В то время еврейское население города насчитывало всего шестьдесят человек. Во время Второй Мировой войны депортации не было. Несколько членов общины присоединились к партизанским отрядам. Небольшие группы евреев жили в разных городах провинции Пезаро. В 1944 году город был освобожден войсками союзников. Седьмая британская армия включала в себя еврейское подразделение. Выжившие евреи со слезами встречали солдат с изображениями магендавида. Еврейские солдаты открыли сефардскую синагогу и молились в ней.
Это была последняя молитва в единственной синагоге Пезаро, сохранившейся до наших дней.
Она была основана во второй половине XVI века банкиром Мордехаем Вольтеррой. В то время в городе жили поэт Дидак Пирр – Исайя Коэн и знменитый врач Аматус Лузитанус.
В первой половине ХХ века синагога была заброшена, а часть религиозной утвари была перевезена в другие общины. В 1970 году ковчег для свитков Торы, изготовленный в 1708 году в мастерской Анджело Скоччианти, был передан в новую синагогу в Ливорно, а кафедра для чтения Торы – в Анкону. Ширмы, закрывавшие женскую галерею, теперь находятся в синагоге в Тельпиет в Иерусалиме.
На стенах и потолке сохранилась роспись и лепнина.
Итальянская синагога, построенная в 1632 году, сильно пострадала во время землетрясения в 1930 году и была продана. Ковчег был демонтирован и находится сегодня в синагоге в Милане, другие элементы в Натании, в Израиле. Кафедра для чтения Торы находится в Стамбульской синагоге, в Иерусалиме.
Еврейское кладбище, используемое с конца XVII века, появилось на земле, купленной взамен двух предыдущих. Одно было на очень заболоченном участке, другое, самое древнее, давно разрушено. Там обнаружены надгробия XV – XVI веков.
На “новом” кладбище около ста пятидесяти памятников, хотя, очевидно, что количество захоронений гораздо больше.
С начала XVII века на папских территориях запрещалось делать какие-либо надписи на надгробиях. Исключение было только для раввинов и людей с особыми заслугами. Этот запрет в сочетании с ограничениями на похоронные шествия существовал до конца XVIII века. На старой части кладбища много цилиндрических стел и плит с надписями на иврите. В поздней части – царство эмансипации и монументального искусства. В 20-х годах ХХ века Лазарь Реканатти пожертвовал деньги на строительство зала для прощания и ограду.
Читайте также