Мантуя отличается от других итальянских городов тем, что первое упоминание о евреях в этом городе не связано с торговлей или банковским делом. Первое упоминание об общине в городе относится к 1145 году и связано с проживанием в городе Авраама Ибн Эзры, великого раввина, философа, ученого, поэта и лингвиста. В конце XIV века герцоги Гонзага разрешили селиться в городе еврейским банкирам. Евреи внесли большой вклад в развитие ремесел и торговли. Община состояла из итальянских, ашкеназских и сефардских евреев. Пропаганда католического духовенства и экономическая конкуренция периодически приводили к погромам. Начиная с 1465 года, евреи были обязаны присутствовать на проповедях в церкви. В 1478 году произошел первый кровавый навет. В 1486 году был основан христианский кредитный банк, не обслуживающий евреев. В 1496 году было введено обязательное ношение отличительного знака и запрет на христианскую прислугу.
В 1511 году община получила внутреннюю автономию, во главе которой встало общее собрание. Община обладала широкими судебными полномочиями и имела много благотворительных организаций, оказывавших помощь другим общинам Италии и Эрец-Исраэль.
Евреи Мантуи не поддержали псевдомессию Давида Реувени, посетившего город в 1530 году. В 1532 году императорский суд приговорил к сожжению его последователя Шломо Молхо. Казнь произошла в Мантуе 13.12.1532.
Положение евреев улучшилось в 1545 году. Были сняты все запреты на профессиональную деятельность. К концу XVI века в городе было шесть синагог. Но, как всегда, в еврейской истории – спокойствие и благополучие вещи скоротечные! В 1590 году из Мантуи были изгнаны все иностранные евреи, в 1600 году по обвинению в колдовстве была сожжена еврейка Д.Франкетти. Врачам-евреям было запрещено лечить христиан без специального разрешения властей, гражданские и коммерческие дела были подчинены юрисдикции христианского судьи.
В 1602 году по доносу францисканцев были повешены семь евреев. Их обвиняли в оскорблении церкви. В 1612 году евреи были переселены в гетто. Германские войска, захватившие Мантую в 1630 году, конфисковали еврейское имущество и изгнали евреев из города. В 1631 году, когда французам удалось закрепить Мантую за ставленником Франции, евреи получили разрешение вернуться, но прежнего благополучия община уже не вернула. Бедствия этого периода описаны в книге А.Массарани “Изгнание и искупление”.
В 1669 году начался очередной подъем: евреи были освобождены от обязанности присутствовать на христианских проповедях, в 1700 году им был открыт доступ к административно-хозяйственным должностям и участие в промышленности. В 1770-92 гг. было отменено ношение евреями отличительного знака, еврейские дети получили право учиться в общественных школах, стало возможным приобретать недвижимость, брать ссуды в банке. Был упразднен трибунал инквизиции и отменены специальные налоги на общину.
С конца XVIII века Мантуя стала центром борьбы за гражданские права евреев в австрийской Ломбардии. Одним из лидеров борьбы был раввин Я.Сараваль. В 1797 году гетто было упразднено, а евреи получили равноправие. Но с возвращением австрийских войск все “революционеры”, включая евреев, были посажены в тюрьму. Эти события описал в своей книге “Толдот Ицхак” З.Карпи.
В период с 1801 по 1814 Мантуя находилась под властью Франции. Равноправие евреев было восстановлено, но полномочия общины ограничивались, и автономия была ликвидирована. Раввин А.В. де Колонья из Мантуи был назначен вторым заместителем председателя французского Синедриона.
А Мантуя вернулась под власть Австрии, и евреи вновь были ограничены в правах. В 1824 году очередной кровавый навет закончился погромом. Но евреев Мантуи волновало освобождение итальянского народа, и еврей Д.Финци, сподвижник Дж.Гарибальди , был назначен королевским комиссаром Мантуи. Позднее он стал членом парламента и пожизненным сенатором.
В 1866 году с включением в состав Итальянского королевства ограничения были отменены. В 1858 году в городе было 2523 евреев, в 1901 году в результате ассимиляции и эмиграции 1100, в 1931 году – 669. Во время фашистской оккупации в 1943-45 годах в Мантуе был создан концлагерь. Некоторые евреи были отправлены в лагеря смерти. Более пятидесяти – погибли. В 1969 году в городе насчитывалось 150 евреев, действовала одна синагога. Одна! А были времена, когда в городе было три тысячи евреев и двенадцать синагог! Часть интерьера в синагоге привезена из тех самых, старых. Ковчег для свитков Торы XVIII века. В витрине представлены свитки Торы XIX века. Другие предметы интерьера переданы в синагоги, в основном – в Израиль. Само здание обновленное, но впервые построено в XVI веке . В здании хранятся исторические архивы с 1522 года до Второй Мировой войны. Во время войны здесь был дом престарелых. Сегодня во время праздников здесь собирается пять – шесть мужчин, раввина нет. За последние годы провели две бат мицвы и одну бар мицву. Эммануэль Колорни, семья которого живет в городе порядка пятисот лет, прощался с нами со слезами на глазах. Его лицо просветлело, он улыбнулся в ответ на фразу: «Эммануль, в следующем году в Иерусалиме!»
Кроме синагоги и гетто с характерными узкими улочками, сохранился “Дом раввина” и место, где находилась главная синагога. В городской библиотеке есть каббалистические рукописи. И не удивительно, ведь «Зоар» впервые был напечатан именно в Мантуе. Есть дежурная легенда про церковь св.Андрея, которую построил еврей. Еврейский банкир Даниэль Норсе в 1493 году купил дом, на фасаде которого была некая христианская фреска. При покупке образ с фасада разрешили удалить. Но после удаления образа местное население проявило недовольство и во время религиозного шествия закидало дом камнями, крича оскорбления в адрес хозяина. Советник герцога монах Редини распорядился, чтобы кощунственный поступок был наказан сносом дома и строительством на его месте церкви. Финансировать проект должен был, естественно, Носре. Аппетит приходит во время еды, и герцог заставил банкира оплатить еще и алтарь. Чтобы помочь людям с плохой памятью не забывать историю про банкира, в церкви поместили изображение мадонны с младенцем, у ног которой стоит группа из четырех евреев – представителей семьи Норса с желтыми кругами – знаками на одежде и страдающими лицами.
Около трехсот лет евреи имели свое кладбище в городе, но в конце XVIII века менялась инфраструктура, санитарные требования – был выделен новый участок. Утверждено кладбище было только в 1886 году. Сюда были перенесены захоронения с более ранних кладбищ. За последние сто пятьдесят лет здесь похоронено более двух тысяч человек.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также