Главный раввин Костромы Нисон Руппо – веселый, добрый, эрудированный и энергичный человек. Он давно работает в казалось бы, абсолютно русском городке, который, тем не менее, очень тесно связан с еврейской историей и с шестым Любавическим Ребе. Первые сведения о пребывании евреев в Костроме относятся к началу XIX века, в середине века начала складываться община, которая смогла к 1907 году завершить строительство синагоги.
Но всего через 10 лет произошла революция, и жизнь изменилась, а еще через 10 лет жить традиционной еврейской жизнью стало уже преступлением: раввинов убивали, отправляли в тюрьмы и лагеря. Синагога была вскоре закрыта.
Шестой Любавический Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон был приговорен к расстрелу, который чудом был замен на ссылку в Кострому. Так город навсегда вошел в еврейскую историю, как место ссылки и спасения праведника, хотя в итоге Ребе пробыл там только полторы недели.
Сегодня Кострома для каждого религиозного хасида – знаковое место. Об удивительных памятных местах Костромы, а также о себе, Нисон Руппо рассказал нам в этой беседе.
У Вас интересное имя, Нисон…
Моего прадедушку и дедушку звали Нисон, и мама хотела меня назвать в честь своего папы, но боялась, что у меня будет тяжелая жизнь в Советском Союзе, поэтому дала мне другое имя.
В 14 лет я попал в еврейский лагерь, сделал обрезание и взял себе еврейское имя Нисон, а фамилия моя – Руппо – это еврейская фамилия, по линии мамы. Папа у меня – Эйдельштейн. Учился в школе Куравского, которая находилась в синагоге на Архипова, после уехал в Израиль, учился в ешивах, стал раввином.
Как же вы попали в Кострому?
Со мной в еврейской школе учился один мальчик из Костромы. От него я узнал, что в Костроме собирался миньян, был внесен свиток Торы. Меня это очень удивило. Ведь тогда даже в крупных российских городах было мало еврейской жизни, что уж говорить про Кострому. Подумал, что через несколько лет поеду работать в какой-нибудь город России, желательно крупный. Но как говорится, человек предполагает, а Б-г смеется, поэтому получилось все не так, как я решил.
Вскоре, после встречи с тем мальчиком, меня отправили по России искать еврейские общины. Мы приехали в Кострому, побывали в синагоге. Потом я поехал в Нижний Новгород, туда приехали и представили костромской общины. Так с 97-го года у меня завязалась хорошая дружба с ними. В 2002-м году я искал город, куда поехать на службу, и раввин Берл Лазар предложил мне Кострому. Я сразу согласился. Без предварительных визитов. С семьей приехал в Кострому и нахожусь в ней уже 15 с половиной лет. Как потом оказалось – у меня тут даже жили дальние родственники!
Для евреев важна Кострома в том числе из-за ссылки сюда Ребе. Расскажите об этом
В первые годы советской власти за свою религиозную деятельность Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон пережил немало гонений, а в 1927 году был арестован и приговорен к расстрелу, который затем был заменен на 10 лет ссылки на Соловках, а потом на 3 года ссылки в Кострому. И через полторы недели пребывания в Костроме его отпустили, что было великим чудом! Во всем мире хасиды празднуют день освобождения Любавического Ребе из этой ссылки. Поэтому, когда я оказываюсь в хасидских общинах в любой точке мира, и говорю, что я из Костромы, и мной сразу начинают восхищаться, что я живу в «Сибири, в тюрьме!». Я объясняю, что Кострома – это не Сибирь, и Ребе был там не в тюрьме, а в ссылке, но люди не знают всех подробностей, поэтому у них бывает такая реакция.
Расскажите про знаменитый балкон в Костроме
Когда Любавический Ребе был в ссылке в Костроме, то произошла с ним такая история. Ему велели приехать в Кострому в шабат вечером, он отказался, и просил остаться в тюрьме еще на несколько дней. В итоге из тюрьмы его выпустили в воскресенье, и в воскресенье он выехал в Кострому.
В те времена железнодорожная станция находилась по другую сторону Волги. Пока переправились через Волгу, наступил вечер следующего дня. Один из местных хасидов помог ему снять квартиру в доме местного резника, Иерахеля Кугеля, на улице Никитская, дом 3, где Ребе освободили пару комнат. В понедельник вечером он добрался туда. Во вторник утром, как и положено, пошел на Площадь Революции в ГПУ, здание которого сохранилось до сих пор. Ему сказали, что теперь каждый вторник ему надо приходить в ГПУ и отмечаться. Через неделю, в следующий вторник, в свой день рождения Ребе пошел отмечаться. И по дороге ему постоянно встречался какой-то велосипедист, описывающий около него круги.
К удивлению Ребе ГПУ было закрыто. Он решил, что это провокация, что ГПУ специально закрылось, чтобы обвинить потом Ребе в том, что он не пришел отмечаться тогда, когда нужно. И через какое-то время на балкон вышел тот самый велосипедист, который ездил вокруг него, и сказал, что сегодня ГПУ закрыто, а на фамилию Шнеерсон пришли документы на освобождение.
Уже из Костромы, освобожденный, он выехал вначале в Латвию, затем в Польшу и уже потом в США. И получается, что с этого балкона была произнесена весть об освобождении Ребе. Этот балкон и это здание сохранились, и мы туда постоянно ходим, это наша городская еврейская достопримечательность, где мы танцуем, фотографируемся, общаемся.
В cоветское время еврейской жизни в городе не было?
Еврейская жизнь в Костроме продолжалась, люди собирались дома для проведения молитв, праздников, изучения Торы, но к 1960-м годам все «уснуло». Но прошло еще несколько десятилетий, и все изменилось. Люди вновь получили свободу – жить еврейской жизнью. Община начала восстанавливаться: в начале 90-х годов костромские евреи опять начали встречаться на квартирах, а в праздник Шавуот в 1994 году было проведено учредительное собрание Костромской еврейской религиозной общины. От этого дня мы и считаем годы нашего возрождения. Уже в 1994 году власти передали для деятельности общины пару комнат в здании бывшей синагоги, которое находилось в грустном состоянии. И был запущен постепенный процесс возвращения синагоги костромским евреям. Сегодня синагога радует глаз и представляет собой редкий памятник архитектуры – почти нигде в мире не осталось действующих деревянных синагог.
Много ли евреев в городе? На сколько активна жизнь общины?
Я знаю многих евреев лично. Некоторые даже сами не знают, что они евреи (смеется). У нас есть синагога, миква, музей, библиотека для дошкольников, разные программы для детей, воскресный клуб, функционирует благотворительная организация, занимающая огромным спектром помощи нуждающимся, работают образовательные программы для мужчин и женщин, мужской и женский Колель, программа Евростарс, по которой молодежь ездит бесплатно в Европу. Отмечаем все праздники, шабаты, проводим занятия для всех возрастных групп.
С какими сложностями сталкиваетесь в работе?
Хотелось бы, чтобы евреи проявляли больше активности, приходили на наши мероприятия, праздники, и, конечно, имеются материальные трудности, как в любом месте.
С другими диаспорами Костромы общаетесь?
Мы со всеми взаимодействуем: с властями, со всеми национальными диаспорами. В данной деятельности я исхожу из того, что, конечно, между нашими народами есть много отличий, все мы разные. Но общего между нами все равно больше.
А Ваши жена и дети, чем занимаются?
Моя семья – это жена и трое деток. Жена помогает мне в работе. Детям – 9 лет, 7 лет, 4 года. Учатся они по программам для дошкольников при общине, через интернет, недавно у нас открылась новая интернет-школа «Ор-Менахем». Там есть отделение для детей раввинов, для учеников из обычных семей – для всех, кто желает изучать еврейские традиции. Обычной еврейской офф-лайн школы здесь, к сожалению, нет, потому что в Костроме небольшая еврейская община, да и в целом город маленький.
Ваши планы по развитию общины
За последние два десятка лет мы проделали гигантскую работу! Было возвращено соседнее здание – бывший дом раввина, открыты учебные заведения, восстановлена миква, внесен Свиток Торы. Сейчас под крышей синагоги Костромы работают несколько еврейских организаций, в общине действует множество программ – образовательные, религиозные, культурные, благотворительные. Мы помогаем еврейским общинам в соседних областях. Но есть осознание, что нам нельзя останавливаться на достигнутом, впереди предстоит гораздо больше деятельности, чем уже сделано. Сегодня мы стараемся упорядочить работу общины, делать больше интересных мероприятий, запустить новые программы. Недавно в Костроме открылась подписка на еврейскую пижамную библиотеку. Хотим больше привлечь в общину детей, молодежи.
Нам надо, образно выражаясь, повернуть вспять колесо еврейской истории на век или два назад.
Автор: Яна Любарская
Читайте также