Я всегда знала, что Россия скрывает в себе красоту, но не могла предположить что такую.
Я люблю спонтанность. Во Владикавказе, основанном как крепость в 1874 году, я оказалась совершенно случайно. Неожиданно увидела Фиогдон и Цейское ущелье, покаталась в облаке и увидела, как рождаются снежные вихри в самом сердце затаившихся в тумане гор. Так же внезапно я нашла в столице Северной Осетии еврейскую общину.
Ее председатель – Марк Борисович Петрушанский, человек пожилой, ему 79, но очень активный и жизнерадостный. В общине он и за руководителя, и за раввина, и за идеолога.
Евреи начали жить во Владикавказе с 1795 года, лишь к 1837 году, после нескольких запретов жить в городе и заступничества министра финансов Канкрина их положение на Кавказе определилось. Евреев на всем Кавказе было около десяти тысяч, и они занимались в основном ремесленничеством, для сравнения в 1877 году в столице Осетии было проживало 742 еврея. С 1827 года евреи служили в российской армии, с ответственностью выполняя заповедь о том, чтобы с уважением относиться к законам государства, в котором они живут, и вставать на его защиту, при необходимости.
Первый иудейский молитвенный дом был построен в 1865 году, на улице Серобабова. Современная Община находится в небольшом здании в центре Владикавказа, на улице Тамаева. Марк Борисович рассказал, что она раньше там находилась синагога, но в 30 годы правительство отняло ее, и евреи 70 лет не ходили по улице Тамаева. Вернули здание в 1999 году. Петрушанский руководит общиной с 1992 года, которая в то время базировалось в здании Дома Дружбы. Последние 17 лет он, шаг за шагом восстанавливает не только старинный дом, который вернулся в лоно общины, но и еврейские традиции в городе. Всего евреев во Владикавказе по переписи 2005 года около 500 человек.
Работает воскресная школа, женский клуб «Кошер» и, разумеется, синагога, восстановленная в одной из комнат. Еще там есть великолепная библиотека еврейской литературы, которую Марк Борисович собрал самостоятельно, внеся туда и две книги собственного авторства «Шолом Владикавказ» и «Из племени Маккавеев». Петрушанский сейчас готовит второе издание «Из племени Маккавеев» дополненное и исправленное. Это книга о евреях Осетии, об их вкладе в науку, культуру и развитие региона.
А еще в подвале общинного дома Марк Борисович решил сделать музей-мемориал Холокоста и учить истории Шоа всех желающих, чтобы предотвратить возможность повторения подобной катастрофы в будущем. Однажды он увидел по телевизору передачу, в которой две девушки давали определение малознакомым словам. Геноцид неизвестные девушки определили как – клей? После этого все вопросы об открытии музея отпали. Стало ясно, что такое место необходимо.
Музей Холокоста состоит из четырех небольших комнат. Первая экспозиция посвящена погибшим в боях евреям, статистике убитых в концлагерях, объяснению феномена геноцида. Вторая комната – это инсталляция детской газовой камеры. В третьей наглядно рассказывается о душегубках и прочих методах уничтожения. Четвертая комната посвящена тому, как евреи сражались за свою свободу, как бились за жизнь. Она показывает историю сопротивления.
Марк Борисович, написавший две книги об истории еврейского народа, пытается рассказать людям о кровавых ошибках истории и не допустить их повторения. На создание музея-мемориала Холокоста никто не выделял никаких денег, каждую копейку, а это примерно триста семьдесят тысяч рублей на ремонт и оборудование музея Петрушанский нашел сам. Сейчас ему не хватает около двухсот тысяч рублей, чтобы завершить все приготовления и открыть музей для широкой публики. Он надеется, что эти деньги сможет собрать среди неравнодушных к его делу евреев.
Автор: Анна Берова