Первым из космонавтов-евреев дорогу в космос проложил летчик-космонавт СССР полковник Борис Волынов. Боевой летчик Борис Волынов прошел жесткий отбор и был принят в первый советский отряд космонавтов в 1960 году. В 1969 году Волынов в качестве командира совершил полет на космическом корабле «Союз-5». Во время полета была осуществлена стыковка с кораблем «Союз-4». При спуске корабля «Союз-5» не сработали системы торможения, и началось падение спускаемого аппарата. Только незаурядное мужество позволило Волынову выжить в экстремальной ситуации и успешно вернуться на Землю. В 1976 году Волынов совершил свой второй космический полет на корабле «Союз-21» и выполнил стыковку с орбитальной станцией «Салют-5». Это была первая экспедиция на станцию «Салют-5».
«Еврейскую» эстафету приняла женщина-астронавт Юдит Резник (США), совершившая свой первый космический полет на корабле «Дискавери» в 1984 году. Юдит Резник родилась в ортодоксальной еврейской семье. Ее дед был одним из немногих еврейских жителей города Хеврона в Эрец Исраэль, выживших в резне, учиненной арабами в 1929 году. Юдит получила диплом инженера-электрика и защитила докторат. В 1977 году Резник прошла жесткий отбор в группу астронавтов — ее выбрали из тысяч кандидатов. Второй полет Юдит Резник на корабле «Челленджер» в 1986 году закончился трагически — корабль взорвался вскоре после старта.
Кроме Юдит Резник, полеты в космос совершили еще две американские еврейки. Это военный врач Элен Бейкер (Шульман), принявшая участие в четырех космических экспедициях, и авиационный инженер Марша Айвенс, удерживающая рекорд по числу полетов в космос — она была в составе экипажей пяти космических кораблей.
В последующие годы космические полеты совершили еще четыре американских астронавта-еврея: ученый-астроном Джеффри Гофман совершил космический полет на шаттле «Колумбия» в 1985 году, врач-ветеринар Мартин Фитман принял участие в космической экспедиции на шаттле «Колумбия» в 1993 году. Выходец из ортодоксальной еврейской семьи, ученый-физик Джой Апт летал в космос четыре раза.
Религиозный еврей Давид Вольф, имеющий степени инженера-электрика и врача-хирурга, также совершил четыре полета в космос. С собой в космос он брал кипу, талес и Тору. Отправляясь на космическую станцию «Мир» в 1997 году в преддверии праздника Рош га-Шана, он не забыл взять и шофар. На борту космического корабля Давид Вольф звуками своего шофара возвестил о наступлении еврейского нового года.
Полковник ВВС США Скотт Хоровиц сочетает все необходимые качества астронавта — он многие годы прослужил летчиком-испытателем и, кроме того, защитил докторскую диссертацию по аэрокосмическим технологиям. Полковник Хоровиц принял участие в трех космических полетах в качестве астронавта, а в 2001 году возглавил космическую экспедицию на космическом челноке «Дискавери». В последующие годы Скотт Хоровиц был одним из руководителей Американского космического агентства (НАСА).
В 2003 году на борту американского космического корабля «Колумбия» стартовал первый израильский астронавт полковник Илан Рамон. Сообщение о гибели космического корабля «Колумбия» в небе над Техасом 1 февраля 2003 года пришло в шаббат, в 16:03 по иерусалимскому времени.
В момент гибели Илану Рамону было неполных 49 лет. Он родился 20 июня 1954 года в Тель-Авиве. Илан был младшим в семье бывших узников Освенцима Элиэзера и Товы Вольферман.
В 1974 Рамон окончил высшую летную школу ВВС Израиля. В 1981 году Илан Рамон был среди израильских пилотов, осуществивших историческую миссию по уничтожению ядерного реактора в Багдаде и срыву ядерных планов Саддама Хусейна. В следующем году он уже выполнял боевые задания в небе над Ливаном во время операции «Мир Галилее».
Полковник Рамон был настоящим летчиком-асом: он налетал более 3000 часов на штурмовике A-4, истребителях «Мираж» III-C и F-4 и более чем 1000 часов на F-16. На его счету — сотни боевых вылетов и два катапультирования.
Илан Рамон был не первым евреем, полетевшим в космос, но лишь он потребовал кошерное меню на орбите. «Я не религиозный еврей, но я — первый израильтянин в космосе и ощущаю себя посланником еврейского народа, уважая его традиции», — заявил Рамон. В свой полет израильский астронавт Илан Рамон взял Тору, с которой один еврейский узник выжил в концентрационном лагере Берген-Бельзен. Для Рамона этот маленький свиток был символом истории еврейского народа, которая привела этот народ к созданию собственного государства.
После крушения шаттла Columbia, на котором летел Рамон, его жена Рона узнала о существовании еще одного свитка Торы работы того же переписчика святых текстов, что и свиток еврейского узника концлагеря.
«Я предложила экипажу Atlantis взять с собой в космос свиток Торы в память о том, что хотел сказать Илан — о способности человека преодолевать трудности на уровне личном, национальном и общечеловеческом. Я чувствую, что сделала то, что хотел Илан, и круг замкнулся», — сказала жена погибшего космонавта. Экипаж американского космического корабля Atlantis привез на Землю свиток Торы, который был взят в честь погибшего при крушении шаттла Columbia израильского астронавта Илана Рамона.
Эстафета еврейских астронавтов не прерывается и в наши дни. 11 марта 2008 года на борту космического челнока Endeavour стартовал американский астронавт-еврей Гаррет Рейсман. Ему предстоит провести семь недель на международной космической станции.
40-летний инженер-механик из Нью-Джерси, имея выраженную еврейскую внешность, взял с собой Декларацию Независимости Государства Израиль, а также флажок с символами Государства Израиль, с автографом президента Шимона Переса.
Астронавт Грег Хамитофф захватил с собой в космос пару мезуз — пергаментных свитков с молитвами, прикрепляемых на дверные косяки в домах религиозных евреев. Хамитофф пояснил журналистам, что одна мезуза будет укреплена на входе в его каюту в шаттле Discovery — в качестве напоминания о доме во время полугодовой миссии в космосе. Хамитофф — канадский астронавт с еврейскими корнями — работал в 17-й космической миссии в качестве инженера и научного исследователя.
Коробочки для мезуз, которые отправились в космос, были выполнены израильским дизайнером Лорен Коэн, она специализируется на дизайне предметов иудаики. Космической тематикой Лорен увлеклась еще в студенческие годы и с тех пор среди ее произведений неизменно появляются мезузы, по форме напоминающие космические корабли, и подсвечники с изображениями луны и звезд. Выбор пал на мезузу «Аполло»: она выполнена в виде космического корабля, который приземлился на Луне.
Автор: Александр Шульман
Источник: Журнал “АЛЕФ”
Спасибо. Интересно. Но неужели среди многих российских космонавтов еврейские корни только у Волынова?