Давно я не исследовала азиатскую часть мира в поисках синагог и вообще любых упоминаний о евреях. В Азии вообще все иначе: буддисты живут на одной улице с христианами и даосистами, а мечети соседствуют с синагогами и индуистскими храмами.
Филиппины — бывшая испанская колония, тут в отличие от других стран этого региона, распространено католичество, которое привезли с собой колонизаторы. Практически на каждом острове есть костел, маленькая церквушка или памятник святому брату, напоминающие о красоте испанской архитектуре и мощи «империи, над которой никогда не заходит солнце».
Мы прилетели на Палаван – туристический и аграрный остров. Горы, невероятной красоты маленькие острова вокруг, рисовые поля, чудовищные дороги и пасторальные луга, на которых пасутся огромные серые буйволы и привычные рыжие коровы, козы и овцы.
От Москвы до Палавана 16 тысяч километров. Когда прилетаешь туда, ожидаешь увидеть физический край земли, как корабли падают за линию горизонта, а три кита держат землю и бьют хвостами. Но нет, цивилизация добралась до этого островного государства еще в 1521 году, когда Магеллан открыл эти земли для европейцев и присоединил к Испании.
Независимость от испанской короны Филиппины получили в 1898 году, а потом, в соответствии с Парижским мирным договором 1898 года, влились в состав США. Свободными от всех возможных захватчиков острова стали 4 июля 1946 года.
Пятьдесят лет под управлением США сделали для населения прекрасное – практически все говорят на английском. С филиппинцами можно обсудить природу, погоду, семью, детей, морозы и снегопад в Москве, и как оказалось, религию.
Прекрасная девушка, коренная жительница острова Палаван сказала мне, что в Пуэрто-Принсеса — крупном по местным меркам региональном центре с международным аэропортом синагоги нет. Она даже пыталась найти что-то о евреях в интернете, но безуспешно.
Мы поехали в Эль Нидо — бывшую прибрежную рыбацкую деревушку, а теперь портовый город с населением аж в 7000 человек.
Я видела там костелы, но синагогу, хотя я очень старалась, так и не нашла.
Нашла лишь лоток с блинами и фруктовыми коктейлями, на стенках которого израильтяне на иврите написали о том, как вкусно готовят именно эти филиппинцы.
Эль Нидо – это бывштаая рыбацкая деревушка. Сейчас там живут 15 тысяч человек, которые обслуживают туристов со всего мира. Городом это место назвать трудно.
В Эль Нидо проблемы с интернетом, там плохо ловит сотовая связь, а порой и электричество отключают, а у каждого приличного отеля есть свой генератор. Так что найти синагогу с помощью сети мне не удалось.
Из прекрасного – вокруг Эль Нидо десятки маленьких остров с белоснежным песком, коралловыми рифами, бирюзовыми лагунами, тайными пещерами и гротами.
Себу
Спустя шесть прекрасных, полных снорклинга и поездок на мотоцикле дней мы вернулись в Пуэрто-Принсеса. Доступ к цивилизации нашелся в аэропорту, и я стала искать синагогу уже на другом филиппинском острове – Себу. И о чудо! Я нашла ее.
Себу — название и города, и острова, и всей провинции. Сейчас там живут четыре миллиона человек. Магеллан открыл его самым первым в 1521 году, а через пару недель вождь соседнего острова Лапу-Лапу убил морехода. В честь обоих на острове установлены памятники.
Так вот в Себу синагога есть, причём хабадская. Об этом сообщил мне англоязычный сайт, где есть информация и про синагоги в столичной Маниле, туристическом Эль Нидо, Кларке и Себу.
Я написала раввину Ниру Доннефилду, и он ответил мне мгновенно.
Мои друзья прониклись моей любовью к поиску синагог в неожиданных местах, и после 18 часов дороги мы заехали в гости к ребе Ниру и его супруге Чели.
Помещение синагоги Хабад хауса совмещено с домом раввина. На верхнем этаже живут они с женой и тремя детьми. Внизу расположена синагога, место для встреч и кошерное кафе.
Нир рассказал мне, что первый Хабад Хаус появился в Себу в ноябре 2008 года, когда раввин Йосси и его супруга Тиферес Леви переехали туда. Спустя 6 лет раввин Йосси вернулся в Израиль и на его место позвали Нира.
Раввин сказал, что сразу же согласился, ведь шлихут – это миссия, которую он счастлив выполнить. Рассказал,что ему нравятся Филиппины, и что он любит свою работу, и она приносит ему счастье.
Уже четыре года раввин Нир и его жена живут в Себу. Нир планирует оставаться там до прихода Машиаха.
Нир приятный, веселый и разговорчивый израильтянин. Ему лет 35, в глазах – улыбка и какая-то особенная радость. Когда я приехала в дом Хабада в Себу Нир вовсю готовил свое жилище к Песаху. Филиппинцы помогали ему собирать столы и другую мебель, во дворе чинили плитку.
Нир говорит, что на праздничный седер придёт человек 300, которые уже зарегистрировались онлайн, но в его доме все равно все не поместятся, поэтому они сняли помещение.
Постоянно на Себу живет человек 30 евреев, но туристов и просто путешественников приезжает много. На шабат собираются по 60-80 человек. А на крупные праздники: Пурим, Песах, Рош-а-Шана приходят практически все, кто есть на острове в этот момент.
Все еду раввин коширует сам, кое-что, например, кофе, ему поставляют из Израиля, и около синагоги есть небольшой кошерный магазинчик.
Супруга раввина Чили организует женскую школу для всех желающих.
К сожалению, миквы на острове нет, а в Маниле она только строится. Жена раввина и другие еврейские девушки совершают омовение прямо в океане.
Читайте также