Среди 613 заповедей Торы есть такие, о которых сказано, что исполнение каждой из них приравнивается к исполнению всех остальных заповедей вместе взятых. Вот пример этих заповедей: почитание и соблюдение Субботы; обрезание; изучение Торы; любовь к ближнему; благотворительность и добрые дела. Можно ли на этом основании сделать вывод, что среди заповедей Торы есть более важные и менее важные?
На самом деле именно многочисленность таких высказываний подчеркивает отсутствие жесткой иерархии заповедей. В трактате Авот мудрецы указывают, что в этом можно увидеть важное свойство заповедей Торы. Ведь оно указывает нам на то, насколько важно исполнять любую заповедь, как только такая возможность появилась.
А что же тогда имеется в виду в вышеупомянутых высказываниях, где отдельные заповеди приравниватся ко всем остальным? В каждом случае выделено особое свойство данной заповеди, которое явлется важной составляющей и других заповедей.
“Шаббат важен как все остальные заповеди”. Шаббат выражает веру в сотворение мира Всевышним, важнейший фундамент веры, то есть и всех остальных заповедей.
Обрезание является “союзом Авраама”, первого еврея. Надо признаться, что, пожалуй, это единственная заповедь из этого списка, про которою можно сказать, что она важнее других, поскольку заповедь об обрезании это одна из двух предписывающих заповедей (вместе с пасхальным жертвоприношением в Храме, пока что для нас невыполнимым), за неисполнение которых Тора установила тягчайшее духовное наказание.
Про то, что изучение Торы равноценно всем заповедям, Рамбам пишет, что изучение способствует выполнению других заповедей, поскольку включает в себя их законы и объяснения, и в этом особое место изучения Торы. С другой стороны, мудрецы Талмуда подчеркивают ущербность учебы, не влекущей за собой выполнения других заповедей.
Про любовь к ближнему сказано, что она является общим принципом всех заповедей. Как объясняется в книге Тания, через любовь к ближнему раскрывается общность евреев, а выражение источника всех еврейских душ это и есть внутреннее содержание всех заповедей Торы.
И наконец благотворительность, цдака, которая называется в Иерусалимском Талмуде просто “заповедью”, что почеркивает ее обобщающее значение. Это значение можно увидеть в препочтении духовного материальному, готовность отдать материальные ресурсы ради совершения действия, наполненного духовным содержанием.
Стои добавить, что есть и другие заповеди, несущие обобщенный смысл: цицит (напоминающий о всех заповедях), чтение “Шма” как провозглашение единства Б-га и другие. А, скажем, тфилин не приравнен в полном смысле слова ко всем заповедям, но есть высказывание мудрецов о том, что выполнение этой заповеди приравнено к постоянному изучению Торы. То есть транзитивную всеобщность можно усмотреть и тут, но при этом важнее высокая суть заповеди: в раскрытии через нее высочайшего Б-жественного света, выраженного в Тетраграмматоне.
Но итоговым должно быть высказывание мудрецов, что в наше время надо стараться выполнить любую заповедь при первой же возможности.