Впервые в жизни я провёл Шабат всемирного съезда шалиахов у Оѓеля Ребе. На Шабат у Оѓеля записались более тысячи шалиахов, но, по-видимому, людей было значительно больше. Разные люди, приехавшие из разных стран, но с одной общей целью — миссией, ради которой они собираются на этот съезд, и особенно — на Шабат в этом святом месте.
На вечернюю трапезу Шабата меня пригласил мой родственник, раввин Гадяча, реб Шнеур Дайч. Рядом сидел ещё один мой двоюродный брат — раввин Перми реб Залман Дайч. Он упомянул об этроге, который его отец, известный духовный наставник реб Хаим-Шалом Дайч из Иерусалима, ежегодно получает от меня в канун праздника Суккот. Я выбираю его из тех калабрийских этрогов, которые привозит для нас главный раввин России Берл Лазар.
И раз уж он это упомянул, я рассказал ему и другим гостям красивую историю, услышанную днём ранее, когда его брат, раввин Самары реб Шломо Дайч, вёз меня на машине от Оѓеля в Краун-Хайтс, к месту проведения семинаров и уроков для шалиахов.
Однажды, в канун Суккот, торговец этрогами из Тверии пришёл к моему деду, раввину Вернеру, который тогда возглавлял общину города, и пожаловался на свою беду. Поскольку раввин был строг в соблюдении ѓалахи и почти у каждого этрога, который ему приносили на проверку, находил недостатки, торговец нёс убытки: праздник подходил к концу, а у него оставалось много этрогов, которые уже ничего не стоили.
Дед ответил ему, что проблема заключается не в этрогах, а в самом подходе к делу. Он объяснил, что торговец даёт каждому покупателю один этрог, и когда человек приходит с ним к раввину, тот обязан вынести однозначное решение — либо подходит, либо нет. Поэтому он посоветовал изменить метод: давать каждому покупателю два этрога. Тогда, когда человек придёт с двумя, раввин сможет сказать, какой из них лучше — не назвав плохим, а лишь указав предпочтительный.
Рассказав эту историю, я сказал собравшимся:
Когда мы встречаем человека — в любой жизненной ситуации — можно сразу начать измерять его «кошерность»: насколько он точен в соблюдении, насколько аккуратно исполняет заповеди. Но задача шалиаха — видеть иначе. Нужно видеть «два этрога»: что человек мог бы сделать и что он действительно выбрал сделать. Так мы сможем ценить каждый шаг вперёд, каждую заповедь, каждую молитву, и поддерживать движение человека, а не отвергать его с порога.
Читайте также












