Топография Израиля и Иерусалима не похожа на московскую. «Иерусалим – горы вокруг него», сказано в Тегилим. Это влияет не только на прокладку дорог, но и на то, как и куда по улицам текут дождевые ручьи. В Москве дождь идёт осенью и весной, проливные дожди бывают нечасто и вода спокойно течёт себе в ливневые стоки. В Израиле дожди идут зимой (которая по погоде соответствует нашей осени), и они обычно сильные, сопровождаются ветрами, поэтому как только на горизонте появляются дождевые тучи, метеорологическая служба выпускает предупреждение о возможном затоплении таких-то и таких-то шоссе на севере и на юге. В старых кварталах Иерусалима дождевая вода потоками падает с крыш и желобов, собирается в бурные ручьи, текущие по наклонным улицам, и если ливневый сток где-нибудь засорился, а рабочие службы водоснабжения ещё не успели приехать, идти по тротуару совсем неудобно.
В один из дождливых и ветреных вечеров я шел к иерусалимской остановке автобуса, чтобы вернуться к жене и маленькому сыну. Я был закутан в плащ и шарф, в руках были пакеты с продуктами, и внимательно смотрел под ноги, чтобы не влезть в лужу. Улица была старой и узкой, соседний дом перестраивали, и на дороге были лужи, смешанные с глиной, так что оказаться в такой луже было бы вдвойне неприятно. И вот, откуда ни возьмись, появляется машина и быстро проезжает по самой луже, окатывая меня коктейлем из дождевой воды и глины с ног до головы. Я поднял голову и успел увидеть водителя. Вот, подумал я, он сидит в тёплой и сухой машине, наверное, слушает музыку, возможно, в углублении рядом с рулём стоит стакан чая, и что ему лужи и пешеходы…
*
Две темы, стоящие перед нами на этой неделе, учат нас одному и тому же. Одна – в недельной главе Ноах, другая – в дате 7 мархешвана, которая будет скоро. И из глиняной иерусалимской лужи я извлёк тот же урок. А урок один: поставь себя на место другого!
Сказано: «Ноах – человек праведный, цельный был в поколении своём». Мудрецы разделились в понимании смысла этого стиха. Одни говорят: «даже в злодейском поколении потопа он бы праведным, а уж если бы жил в поколении праведников, каких высот он достиг бы!» Другие же: «только на уровне своего поколения он считался праведником, а в праведном поколении его нельзя было бы праведником назвать». Оба эти комментария приводит Раши.
Однако возникает «вопрос к Раши», ведь так нужно читать его комментарий: задавать ему вопросы, пытаться понять, почему он написал именно так и именно это, хотя мог бы и иначе. Вопрос таков: нам заповедано судить всех благоприятно. Если уж есть возможность понять уровень праведности Ноаха благоприятно, зачем приводить для нас и неблагоприятное понимание?
Но если Раши приводит два противоположных комментария, значит, они оба нам нужны, ведь Раши – великий педагог. И не в Ноахе дело, а в том, чтобы мы извлекли из его поведения урок. И действительно, в поведении Ноаха были черты великой праведности, но были и такие детали, за которые в поколении праведников его осуждали бы, которые нам нужно из нашего поведения исключить.
Говорят мудрецы мидраша, что Ноах, в отличие от Моше, не молился за своё поколение, когда Всевышний объявил ему, что собирается уничтожить грешных людей потопом. Ноах, конечно, был праведником и за это был спасён, но это был, как говорится, «праведник в шубе». Когда вокруг мороз, он надевает шубу и ему тепло, а окружающие пусть греются как могут. Моше же был «праведником костра». Когда вокруг мороз, он разжигает костёр, тратит силы и топливо, причём не только на себя, зато окружающим тоже становится теплее. Моше молился за евреев и даже просил Всевышнего: «если не помилуешь их – сотри и меня из книги Твоей». Вот что означает одновременно благоприятное и неблагоприятное понимание слов «праведник в поколении своём».
*
На следующей неделе в стране Израиля начинают в молитвах просить о дожде. Упоминать Всевышнего, «посылающего ветер и низводящего дождь», мы начали уже в праздник Шмини ацерет, а седьмого мархешвана мы начинаем прямо просить: «дай дождь и росу в благословение». Почему две эти молитвы так разнесены? Истоки этого обычая – во временах Храма. Тогда действовала заповедь паломничества, евреи приходили в Храм на праздники, в том числе на Суккот. Самая далёкая из еврейских общин Вавилона была расположена в двух неделях ходьбы. А идти по грунтовым дорогам, раскисшим от дождя, неприятно. Поэтому мудрецы постановили: несмотря на то, что иссохшая за лето земля Страны Израиля нуждается в дожде, мы не будем молиться о нём, пока последние паломники не достигнут дома, и отложим молитву на две недели.
И хотя речь идёт лишь о немногих паломниках из отдалённой общины, весь еврейский народ ждал и не молился о дожде, пока они не придут домой по сухим дорогам. Вот пример того, что значит «думать о других, поставив себя на их место».
*
А что сделал я тогда, после того, как меня окатили водой из лужи? А что я мог сделать? Пошёл на автобусную остановку, надеясь, что автобус придёт быстро. Но когда я купил машину, каждую осень и зиму я вспоминаю ту историю и при подъезде к любой луже снижаю скорость, даже если не вижу прохожих на тротуаре: ведь тот водитель тоже меня не видел, однако облил. Если в моём распоряжении есть вещь, могущая нанести другим ущерб – я обязан сделать всё для того, чтобы этого не случилось. У меня нет никакого права делать зло другим лишь потому, что у меня есть машина.
Подобное может случиться не только осенью, и не только в дождь, и не только с машиной на дороге, похожие ситуации часто бывают в жизни. Прежде чем делать что-либо, поставь себя на место другого – а теперь подумай, не обдашь ли ты его грязной водой из лужи. И снизь скорость!
Гут шабес, здоровой и радостной осени
Шия