В Мишне (так называют свод Устном Законе основ иудаизма, который был получен Моисеем вместе с Торой евреям на горе Синай после исхода их Египта) сказано: «Когда человек покидает мир, ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни не сопровождают его, только Тора, которую он учил, и добрые дела, которые он совершил». И эта фраза в полной мере передает суть отношения иудаизма к духовным и материальным ценностям.
Кому-то может показаться, что на этом колонку раввина в светском журнале с темой номера «Деньги и всё, что с этим понятием прямо или косвенно связано» можно заканчивать; но на самом деле, еврейские мудрецы уделяли немало внимания совершенно разным аспектам изучения экономики и финансов: это касается и самого отношения человека к богатству, и взаимодействия между партнерами по бизнесу, и даже правилам выдачи кредитов владельцам банков, и другим, самым различным сторонам вопроса. Данная тема очень обширная и, к сожалению, размер колонки не позволит достаточно разобраться во всех вопросах, но надеюсь, что мне удастся помочь читателю составить представление о сути отношения иудаизма к деньгам.
Наши мудрецы учат: «Кто богат? Тот, кто доволен тем, что имеет». Известный еврейский анекдот хорошо иллюстрирует эту мысль: бедняк приходит к раввину и жалуется на свой маленький дом, а тот в ответ советует ему поселить домой поочередно весь скот, который живет во дворе. Когда в итоге раввин дает указание вновь выпустить животных, еврей радуется простору и чистоте в доме.
Еврейская традиция гласит, что в праздник Рош-а-Шана (новый год по еврейскому календарю) Всевышний определяет достаток человека на следующий год. Соответственно, наше финансовое состояние – это благословение Всевышнего, и нам следует уметь им грамотно распоряжаться.
Вновь обратимся к словам Мишны: «Где нет муки, там нет и Торы», иудаизм учит искать золотую середину между погоней за богатством и отрицанием важности финансового благополучия, которое, безусловно, также следует избегать – ведь богатство позволяет нам заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся, и, конечно, создавать комфортные условия для себя и своих родных.
В иудаизме есть прекрасный обычай отдавать, по меньшей мере, 10 процентов своей прибыли на нужды общины и бедняков. Мудрецы подчеркивают значимость этой заповеди: они говорят, что доход того, кто отделяет десятину или большую сумму (рекомендуется давать до 20 процентов), в итоге обязательно будет расти; также и исполнение заповеди о цдаке (благотворительности) будет уберегать человека от всевозможных бед и напастей.
Действительно, «евреи и деньги», это, пожалуй, один из самых распространенных национальных стереотипов, который имеет мало общего с реальной жизнью. Возможно, дело в том, что в разные периоды истории и в самых разных странах мира, где жила еврейская диаспора, еврейскому населению не раз приходилось отстаивать свои права на религию и соблюдение национальных традиций, и, вследствие этого, еврейские родители с детства стараются дать своим детям хорошее образование и приучить их к труду, – чтобы они могли найти свое место в разных странах, при любой экономической ситуации и всегда помнить о том, кто они есть.
Надеюсь, что статья помогла сформировать у читателя представление об отношении иудаизма к деньгам и богатству. В завершение я хочу еще раз подчеркнуть великую мудрость, которой учит нас Тора: «Чтобы ты не забыл Бога» – это главное. А все материальное в нашем мире – лишь обрамление». И, если мы удостоились такой награды, как материальный достаток, то стоит ее ценить и пользоваться им, но никогда не забывать о главной цели, – ради чего мы пришли в этот мир.
Автор: Александр Борода, для журнала NStyle.
Читайте также