Обычаи похорон нашего народа освящены тысячелетиями соблюдения законов нашими предками и основаны на словах Творца, написанных в Пятикнижии. Давид Блох уже много лет работает в «Хевра Кадиша» – службе ритуальных услуг, оказываемых согласно еврейской традиции. О себе и о том, как он стал проводником еврейских душ в нематериальный мир – читайте в интервью.
-Как вы пришли к иудаизму?
-Я родился в Казани в еврейской, но не соблюдающей традиции семье. Я, как и многие мои ровесники, знал только о маце и Пейсахе.
В семь лет я пошёл в воскресную школу и так увлёкся, что со временем мне стало не хватать только этих занятий, проводимых один раз в неделю, и я попросил родителей перевести меня в городскую общеобразовательную еврейскую школу. Но и там я чувствовал себя не совсем комфортно – меня тянуло к знаниям. Кипы в школе надевали только на уроках традиции, но я решил, что на спор буду носить её не снимая.
В Нижегородском «Ган Исроэле» я узнал о существовании иешивы – религиозного учебного заведения для мальчиков и решил остаться там. По утрам мы изучали иудаику, по вечерам – светские предметы.
-Что подтолкнуло вас работать в сфере ритуальных услуг?
-Однажды, когда я учился в 10 классе, нас с ребятами разбудили посреди ночи и объяснили, что появилась возможность выполнить большую заповедь. Для этого следовало поехать в квартиру к умершему человеку и всю ночь сидеть рядом с ним, читать Тегилим (псалмы Давида). Я вырос в 80-е годы в Казани, поэтому напугать меня было уже нечем, и я согласился.
Наутро приехал раввин и предложил мне остаться на омовение. В свои 15 лет я не испугался умершего, и согласился помочь. Так, постепенно, раввин начал обучать меня тонкостям похорон в еврейской традиции.
Закончив младшую иешиву, я переехал в старшую, Московскую «Томхей Тмимим Любавич», где продолжил образование. Работать «по специальности» возможности здесь не было – иешива занимала очень много времени.
-Как решился вопрос с работой в Москве?
-Уже будучи студентом «Колеля», меня не покидали мысли о том, что я хочу помогать еврейскому народу, работая в службе ритуальных услуг.
Раньше, если человек умирал, родственники приходили в синагогу и искали свободного раввина, который мог бы бросить все свои дела и приехать. Раввин Берл Лазар хотел наладить систему под руководством опытного человека. Таким оказался я.
Изначально я только выезжал на похороны, но со временем появилась необходимость сопровождать семьи и до похорон: помощь в сборе необходимых документов, предоставление ритуальных услуг. На определенном этапе даже открыли собственный морг. Сейчас у меня есть помощники, но я стараюсь лично делать омовение в случае с мужчиной, выступаю в качестве раввина, произношу молитвы и речь. В случае с женщиной – для обряда омовения выезжает женщина, всю остальную часть также провожу я.
-Как проходит ритуал?
-Согласно Торе, каким человек пришёл в этот мир, таким должен и уйти – чистым. Наша задача максимально приблизить его к этому состоянию. О душе он беспокоится самостоятельно – должен раскаяться, если это возможно, а о теле заботимся мы. Сначала совершается омовение для достижения физической чистоты, и окунание в специальную микву – для духовной. В Москве, к сожалению, специальных микв нет, поэтому мы используем вёдра – по закону необходимо вылить на тело 21 литр воды.
Затем человека одевают в тахрихим – специальный саван. Штаны, несколько рубашек и головной убор. Одежда одинакова как для женщин, так и мужчин, поскольку Всевышнему не принципиально, кто перед ним, его больше волнуют совершённые в течение жизни поступки.
Даже размер одежды практически одинаковый.
-Как переводится словосочетание «Хевра Кадиша»?
-Святое братство.
-Многие евреи начинают свой религиозный путь именно с «Хевра Кадиша». Так ли это?
-Действительно, это так. Между родителями и детьми очень тесная связь. После смерти одного из родителей, у сына появляется обязанность читать кадиш. С неё многое и начинается, поскольку кадиш можно читать только в синагоге в миньяне три раза в день. Дочери могут читать Тегилим, отрывок под номером 119 по буквам имени усопшего.
-Вам тяжело психологически работать с людьми, испытавшими тяжёлую потерю?
-Конечно, тяжело. Одно дело, если умирают бабушки или дедушки под 90 лет – это нормальный, привычный всем ход жизни. Даже родственники принимают уход, как факт, хотя к смерти близкого подготовиться сложно, просто невозможно. Но когда хоронишь молодых людей по 30 лет… это не просто тяжело, но как-то обидно.
Привыкнуть к такому сложно, но работа обязывает сохранять спокойствие и всё делать по закону Торы.
-Вы говорите, что у вас есть ученики. То есть сложность профессии не пугает молодых рёбят?
-У многих раввинов просто нет времени на то, чтобы помимо основной деятельности заниматься ритуальными услугами. Да и есть место страху. Если в Московских моргах более-менее привычно, то уже в области ситуация совсем плачевная. О подробностях даже говорить не хочется, чтобы не пугать читателей. Ко мне приезжают ученики из разных городов России, потому что им больше ничего не остаётся, как изучать тонкости профессии.
-Почему настолько важно похоронить еврея согласно Торе?
-Мы знаем, что ещё Авраам купил участок для усопшей жены, таким образом – место надо именно приобрести. Людям, испытывающим финансовые трудности, мы помогаем купить участок. Омовение, саван – не менее важные атрибуты еврейских похорон, но относятся уже к постановлению мудрецов. В редких случаях, если родственнику принципиально похоронить близкого человека в костюме, мы готовы пойти на уступки, если переубедить его невозможно.
-Кремация строго запрещена?
-Самое ужасное, что мы можем сделать с телами умерших близких – сжечь их.
Для кого-то кремация – единственная возможность похоронить близких родственников рядом друг с другом, но земля дорогая, и сделать это не всем предоставляется возможным.
Люди, поймите, что главное – не тела или, тем более, непонятный пепел, а ДУШИ людей, ведь кремация наносит непоправимый вред еврейской душе!
-В Израиле ради экономии людей хоронят прямо в стене. Кошерно ли это?
-В Израиле земля очень дорогая, поэтому раввины предложили вариант – хоронить людей в большой пятиметровой стене. В стене содержится минимальное по закону количество земли, и ниши, в которые возможно заложить тело. Некоторые критикуют подобную систему, но, в целом, по букве Закона никаких нарушений нет.
-Что вы можете сказать читателям от себя?
-Многие уверены, что еврейские традиционные похороны – это что-то сложное и страшное. Мы всё объясняем, помогаем и сопровождаем обратившихся к нам людей на всех этапах такого нелегкого испытания.
Даже если человек всю жизнь нарушал законы, совершал дурные поступки, он должен быть похоронен правильно, вопреки его страхам и предрассудкам. У еврея всегда есть возможность раскаяться и встать на путь Торы, даже в самый последний момент.
Беседовала Штерна Сара Белькина
Контакты Еврейского похоронного бюро «Хевра Кадиша»
+7 (495) 410-02-09
+7 (906) 763-65-74
Москва, ул. Образцова, дом 11, стр.2, Благотворительный Центр «Шаарей Цедек»