Авторизация

×

Регистрация

×

Давид Блох: каким человек пришёл в этот мир, таким должен и уйти

22 ноября 2016 / Главная / Jewrnal / Раввин без галстука / Мужской клуб
date=string(10) "2017-11-23"
object(WP_Post)#300 (24) {
  ["ID"]=>
  int(63466)
  ["post_author"]=>
  string(3) "410"
  ["post_date"]=>
  string(19) "2016-11-22 17:03:26"
  ["post_date_gmt"]=>
  string(19) "2016-11-22 13:03:26"
  ["post_content"]=>
  string(13662) "

Обычаи похорон нашего народа освящены тысячелетиями соблюдения законов нашими предками и основаны на словах Творца, написанных в Пятикнижии. Давид Блох уже много лет работает в «Хевра Кадиша» - службе ритуальных услуг, оказываемых согласно еврейской традиции. О себе и о том, как он стал проводником еврейских душ в нематериальный мир – читайте в интервью.

 

-Как вы пришли к иудаизму?

-Я родился в Казани в еврейской, но не соблюдающей традиции семье. Я, как и многие мои ровесники, знал только о маце и Пейсахе.

В семь лет я пошёл в воскресную школу и так увлёкся, что со временем мне стало не хватать только этих занятий, проводимых один раз в неделю, и я попросил родителей перевести меня в городскую общеобразовательную еврейскую школу. Но и там я чувствовал себя не совсем комфортно – меня тянуло к знаниям. Кипы в школе надевали только на уроках традиции, но я решил, что на спор буду носить её не снимая.

В Нижегородском «Ган Исроэле» я узнал о существовании иешивы – религиозного учебного заведения для мальчиков и решил остаться там. По утрам мы изучали иудаику, по вечерам – светские предметы.

-Что подтолкнуло вас работать в сфере ритуальных  услуг?

-Однажды, когда я учился в 10 классе, нас с ребятами разбудили посреди ночи и объяснили, что появилась возможность выполнить большую заповедь. Для этого следовало поехать в квартиру к умершему человеку и всю ночь сидеть рядом с ним, читать Тегилим (псалмы Давида). Я вырос в 80-е годы в Казани, поэтому напугать меня было уже нечем, и я согласился.

Наутро приехал раввин и предложил мне остаться на омовение. В свои 15 лет я не испугался умершего, и согласился помочь. Так, постепенно, раввин начал обучать меня тонкостям похорон в еврейской традиции.

Закончив младшую иешиву, я переехал в старшую, Московскую «Томхей Тмимим Любавич», где продолжил образование. Работать «по специальности» возможности здесь не было – иешива занимала очень много времени.

FAMILY-0277-Как решился вопрос с работой в Москве?

-Уже будучи студентом «Колеля», меня не покидали мысли о том, что я хочу помогать еврейскому народу, работая в службе ритуальных  услуг.

Раньше, если человек умирал, родственники приходили в синагогу и искали свободного раввина, который мог бы бросить все свои дела и приехать. Раввин Берл Лазар хотел наладить систему под руководством опытного человека. Таким оказался я.

Изначально я только выезжал на похороны, но со временем появилась необходимость сопровождать семьи и до похорон:  помощь в сборе необходимых документов, предоставление ритуальных услуг. На определенном этапе даже открыли собственный морг.  Сейчас у меня есть помощники, но я стараюсь лично делать омовение в случае с мужчиной, выступаю в качестве раввина, произношу молитвы и речь. В случае с женщиной – для обряда омовения выезжает женщина, всю остальную часть также провожу я.

-Как проходит ритуал?

-Согласно Торе, каким человек пришёл в этот мир, таким должен и уйти – чистым. Наша задача максимально приблизить его к этому состоянию. О душе он беспокоится самостоятельно – должен раскаяться, если это возможно, а о теле заботимся мы. Сначала совершается омовение для достижения физической чистоты, и окунание в специальную микву – для духовной. В Москве, к сожалению, специальных микв нет, поэтому мы используем вёдра – по закону необходимо вылить на тело 21 литр воды.

Затем человека одевают в тахрихим – специальный саван. Штаны, несколько рубашек и головной убор. Одежда одинакова как для женщин, так и мужчин, поскольку Всевышнему не принципиально, кто перед ним, его больше волнуют совершённые в течение жизни поступки.

Даже размер одежды практически одинаковый.

-Как переводится словосочетание «Хевра Кадиша»?

-Святое братство.

-Многие евреи начинают свой религиозный путь именно с «Хевра Кадиша». Так ли это?

-Действительно, это так. Между родителями и детьми очень тесная связь. После смерти одного из родителей, у сына появляется обязанность читать кадиш. С неё многое и начинается, поскольку кадиш можно читать только в синагоге в миньяне три раза в день. Дочери могут читать Тегилим, отрывок под номером 119 по буквам имени усопшего.

-Вам тяжело психологически работать с людьми, испытавшими тяжёлую потерю?

-Конечно, тяжело. Одно дело, если умирают бабушки или дедушки под 90 лет – это нормальный, привычный всем ход жизни. Даже родственники принимают уход, как факт, хотя к смерти близкого подготовиться сложно, просто невозможно. Но когда хоронишь молодых людей по 30 лет… это не просто тяжело, но как-то обидно.

Привыкнуть к такому сложно, но работа обязывает сохранять спокойствие и всё делать по закону Торы.

-Вы говорите, что у вас есть ученики. То есть сложность профессии не пугает молодых рёбят?

-У многих раввинов просто нет времени на то, чтобы помимо основной деятельности заниматься ритуальными услугами. Да и есть место страху. Если в Московских моргах более-менее привычно, то уже в области ситуация совсем плачевная. О подробностях даже говорить не хочется, чтобы не пугать читателей. Ко мне приезжают ученики из разных городов России, потому что им больше ничего не остаётся, как изучать тонкости профессии.

-Почему настолько важно похоронить еврея согласно Торе?

-Мы знаем, что ещё Авраам купил участок для усопшей жены, таким образом – место надо именно приобрести. Людям, испытывающим финансовые трудности, мы помогаем купить участок. Омовение, саван – не менее важные атрибуты еврейских похорон, но относятся уже к  постановлению мудрецов. В редких случаях, если родственнику принципиально похоронить близкого человека в костюме, мы готовы пойти на уступки, если переубедить его невозможно.

-Кремация строго запрещена?

-Самое ужасное, что мы можем сделать с телами умерших близких – сжечь их.

Для кого-то кремация – единственная возможность похоронить близких родственников рядом друг с другом, но земля дорогая, и сделать это не всем предоставляется возможным.

Люди, поймите, что главное – не тела или, тем более, непонятный пепел, а ДУШИ людей, ведь кремация наносит непоправимый вред еврейской душе!

-В Израиле ради экономии людей хоронят прямо в стене. Кошерно ли это?

-В Израиле земля очень дорогая, поэтому раввины предложили вариант - хоронить людей в большой пятиметровой стене. В стене содержится минимальное по закону количество земли, и ниши, в которые возможно заложить тело. Некоторые критикуют подобную систему, но, в целом, по букве Закона никаких нарушений нет.

-Что вы можете сказать читателям от себя?

-Многие уверены, что еврейские традиционные похороны – это что-то сложное и страшное. Мы всё объясняем, помогаем и сопровождаем обратившихся к нам людей на всех этапах такого нелегкого испытания.

Даже если человек всю жизнь нарушал законы, совершал дурные поступки, он должен быть похоронен правильно, вопреки его страхам и предрассудкам. У еврея всегда есть возможность раскаяться и встать на путь Торы, даже в самый последний момент.

 

Беседовала Штерна Сара Белькина

Контакты Еврейского похоронного бюро «Хевра Кадиша»

http://hevrakadisha.ru/

+7 (495) 410-02-09

+7 (906) 763-65-74

Москва, ул. Образцова, дом 11, стр.2, Благотворительный Центр «Шаарей Цедек»

 

 

 

 

" ["post_title"]=> string(115) "Давид Блох: каким человек пришёл в этот мир, таким должен и уйти" ["post_excerpt"]=> string(0) "" ["post_status"]=> string(7) "publish" ["comment_status"]=> string(4) "open" ["ping_status"]=> string(6) "closed" ["post_password"]=> string(0) "" ["post_name"]=> string(66) "david-bloh-kakim-chelovek-prishyol-v-etot-mir-takim-dolzhen-i-uyti" ["to_ping"]=> string(0) "" ["pinged"]=> string(0) "" ["post_modified"]=> string(19) "2016-11-22 19:20:50" ["post_modified_gmt"]=> string(19) "2016-11-22 15:20:50" ["post_content_filtered"]=> string(0) "" ["post_parent"]=> int(0) ["guid"]=> string(43) "http://mjcc.ru/?post_type=news&p=63466" ["menu_order"]=> int(0) ["post_type"]=> string(4) "news" ["post_mime_type"]=> string(0) "" ["comment_count"]=> string(1) "0" ["filter"]=> string(3) "raw" }
search
FAMILY-0274

Обычаи похорон нашего народа освящены тысячелетиями соблюдения законов нашими предками и основаны на словах Творца, написанных в Пятикнижии. Давид Блох уже много лет работает в «Хевра Кадиша» — службе ритуальных услуг, оказываемых согласно еврейской традиции. О себе и о том, как он стал проводником еврейских душ в нематериальный мир – читайте в интервью.

 

-Как вы пришли к иудаизму?

-Я родился в Казани в еврейской, но не соблюдающей традиции семье. Я, как и многие мои ровесники, знал только о маце и Пейсахе.

В семь лет я пошёл в воскресную школу и так увлёкся, что со временем мне стало не хватать только этих занятий, проводимых один раз в неделю, и я попросил родителей перевести меня в городскую общеобразовательную еврейскую школу. Но и там я чувствовал себя не совсем комфортно – меня тянуло к знаниям. Кипы в школе надевали только на уроках традиции, но я решил, что на спор буду носить её не снимая.

В Нижегородском «Ган Исроэле» я узнал о существовании иешивы – религиозного учебного заведения для мальчиков и решил остаться там. По утрам мы изучали иудаику, по вечерам – светские предметы.

-Что подтолкнуло вас работать в сфере ритуальных  услуг?

-Однажды, когда я учился в 10 классе, нас с ребятами разбудили посреди ночи и объяснили, что появилась возможность выполнить большую заповедь. Для этого следовало поехать в квартиру к умершему человеку и всю ночь сидеть рядом с ним, читать Тегилим (псалмы Давида). Я вырос в 80-е годы в Казани, поэтому напугать меня было уже нечем, и я согласился.

Наутро приехал раввин и предложил мне остаться на омовение. В свои 15 лет я не испугался умершего, и согласился помочь. Так, постепенно, раввин начал обучать меня тонкостям похорон в еврейской традиции.

Закончив младшую иешиву, я переехал в старшую, Московскую «Томхей Тмимим Любавич», где продолжил образование. Работать «по специальности» возможности здесь не было – иешива занимала очень много времени.

FAMILY-0277-Как решился вопрос с работой в Москве?

-Уже будучи студентом «Колеля», меня не покидали мысли о том, что я хочу помогать еврейскому народу, работая в службе ритуальных  услуг.

Раньше, если человек умирал, родственники приходили в синагогу и искали свободного раввина, который мог бы бросить все свои дела и приехать. Раввин Берл Лазар хотел наладить систему под руководством опытного человека. Таким оказался я.

Изначально я только выезжал на похороны, но со временем появилась необходимость сопровождать семьи и до похорон:  помощь в сборе необходимых документов, предоставление ритуальных услуг. На определенном этапе даже открыли собственный морг.  Сейчас у меня есть помощники, но я стараюсь лично делать омовение в случае с мужчиной, выступаю в качестве раввина, произношу молитвы и речь. В случае с женщиной – для обряда омовения выезжает женщина, всю остальную часть также провожу я.

-Как проходит ритуал?

-Согласно Торе, каким человек пришёл в этот мир, таким должен и уйти – чистым. Наша задача максимально приблизить его к этому состоянию. О душе он беспокоится самостоятельно – должен раскаяться, если это возможно, а о теле заботимся мы. Сначала совершается омовение для достижения физической чистоты, и окунание в специальную микву – для духовной. В Москве, к сожалению, специальных микв нет, поэтому мы используем вёдра – по закону необходимо вылить на тело 21 литр воды.

Затем человека одевают в тахрихим – специальный саван. Штаны, несколько рубашек и головной убор. Одежда одинакова как для женщин, так и мужчин, поскольку Всевышнему не принципиально, кто перед ним, его больше волнуют совершённые в течение жизни поступки.

Даже размер одежды практически одинаковый.

-Как переводится словосочетание «Хевра Кадиша»?

-Святое братство.

-Многие евреи начинают свой религиозный путь именно с «Хевра Кадиша». Так ли это?

-Действительно, это так. Между родителями и детьми очень тесная связь. После смерти одного из родителей, у сына появляется обязанность читать кадиш. С неё многое и начинается, поскольку кадиш можно читать только в синагоге в миньяне три раза в день. Дочери могут читать Тегилим, отрывок под номером 119 по буквам имени усопшего.

-Вам тяжело психологически работать с людьми, испытавшими тяжёлую потерю?

-Конечно, тяжело. Одно дело, если умирают бабушки или дедушки под 90 лет – это нормальный, привычный всем ход жизни. Даже родственники принимают уход, как факт, хотя к смерти близкого подготовиться сложно, просто невозможно. Но когда хоронишь молодых людей по 30 лет… это не просто тяжело, но как-то обидно.

Привыкнуть к такому сложно, но работа обязывает сохранять спокойствие и всё делать по закону Торы.

-Вы говорите, что у вас есть ученики. То есть сложность профессии не пугает молодых рёбят?

-У многих раввинов просто нет времени на то, чтобы помимо основной деятельности заниматься ритуальными услугами. Да и есть место страху. Если в Московских моргах более-менее привычно, то уже в области ситуация совсем плачевная. О подробностях даже говорить не хочется, чтобы не пугать читателей. Ко мне приезжают ученики из разных городов России, потому что им больше ничего не остаётся, как изучать тонкости профессии.

-Почему настолько важно похоронить еврея согласно Торе?

-Мы знаем, что ещё Авраам купил участок для усопшей жены, таким образом – место надо именно приобрести. Людям, испытывающим финансовые трудности, мы помогаем купить участок. Омовение, саван – не менее важные атрибуты еврейских похорон, но относятся уже к  постановлению мудрецов. В редких случаях, если родственнику принципиально похоронить близкого человека в костюме, мы готовы пойти на уступки, если переубедить его невозможно.

-Кремация строго запрещена?

-Самое ужасное, что мы можем сделать с телами умерших близких – сжечь их.

Для кого-то кремация – единственная возможность похоронить близких родственников рядом друг с другом, но земля дорогая, и сделать это не всем предоставляется возможным.

Люди, поймите, что главное – не тела или, тем более, непонятный пепел, а ДУШИ людей, ведь кремация наносит непоправимый вред еврейской душе!

-В Израиле ради экономии людей хоронят прямо в стене. Кошерно ли это?

-В Израиле земля очень дорогая, поэтому раввины предложили вариант — хоронить людей в большой пятиметровой стене. В стене содержится минимальное по закону количество земли, и ниши, в которые возможно заложить тело. Некоторые критикуют подобную систему, но, в целом, по букве Закона никаких нарушений нет.

-Что вы можете сказать читателям от себя?

-Многие уверены, что еврейские традиционные похороны – это что-то сложное и страшное. Мы всё объясняем, помогаем и сопровождаем обратившихся к нам людей на всех этапах такого нелегкого испытания.

Даже если человек всю жизнь нарушал законы, совершал дурные поступки, он должен быть похоронен правильно, вопреки его страхам и предрассудкам. У еврея всегда есть возможность раскаяться и встать на путь Торы, даже в самый последний момент.

 

Беседовала Штерна Сара Белькина

Контакты Еврейского похоронного бюро «Хевра Кадиша»

http://hevrakadisha.ru/

+7 (495) 410-02-09

+7 (906) 763-65-74

Москва, ул. Образцова, дом 11, стр.2, Благотворительный Центр «Шаарей Цедек»

 

 

 

 

Штерна Сара Сегал (Белькин)
Об авторе
Меня зовут Штерна Сара, как и жену Пятого Любавичского Ребе. Такой же мудрой, доброй и женственной мне бы хотелось быть. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (телевизионная журналистика), училась в магистратуре на филолога в РГГУ. Успела получить опыт в различных интернет- и печатных изданиях и на телевидении, но последие годы до замужества и переезда в Израиль работала на благо Московской общины, осознавая, что именно эта работа приносит настоящую пользу миру. Переехав, я продолжаю писать, веду блог о цниюте и с авторскими мысли о Торе и еврейском образе жизни, сотрудничаю с проектами Vaikra и monoteism.ru. Люблю учёбу, особенно хасидус, дающие жизненные силы, фитнес и сноуборд, дарящие энергию и, конечно же, письмо, позволяющее мне самовыражаться и творить.
Читайте также

Оставить комментарий