Вопрос: На что Б-г дает право выбора, а что фатально?
Ответ: Написано в Талмуде: “Все в руках Небес, кроме б-гобоязненности”. Мудрецы видели этот возникающий в нашем сознании конфликт между представлением о всемогуществе Творца и важнейшим постулатом свободы человеческого выбора. Их ответ, на первый взгляд, сужает человеческую свободу до его внутреннего мира. Но это лишь поверхностное восприятие. Трепет перед Б-гом – это действительно составляющая внутреннего мира человека, но через него открываются ворота в широкий мир. Дело в том, что Творец мира – единственный обладатель истинной свободы в этом мире – поделился этой свободой с людьми. По мнению некоторых комментаторов, это и есть смысл того, что человек называется созданным по образу Всевышнего. Свобода человека вытекает из того, что ему даны заповеди, и тем самым он должен свободно выбрать между добром и злом.
Если понять сказанное выше, то ясен и ответ на поставленный вами вопрос. Свобода человека проявляется в той области, которая связана с заповеданным ему. Чем шире область, в которой человек добровольно выбирает путь добра, ему предложенный – тем шире влияние человека на собственную судьбу, тем меньше в ней фатально предназначенного. И наоборот – человеческий выбор зла, хотя он сам по себе был свободен, но своим результатом отдаляет творение от Творца и тем сам делает его менее свободным. Человек становится игрушкой обстоятельств своей судьбы и постепенно теряет свою волю в ее изменении.
Рамбам иллюстрирует это свойство человека историей фараона, отказавшегося отпустить евреев из Египта. Хотя сперва выбор был свободным, фараон сознательно ожесточил свое сердце, но в последних из десяти египетских казней уже говорится, что сердце фараона ожесточилось помимо его воли.
Подобные изменения, происходящие в человеке, понятны и из каждодневных наблюдений. Чем больше человек реализует свою свободу выбора, совершая добрые поступки, тем чище его душа и тем большее он может изменить в себе и вокруг себя. Противоположный выбор связан с подчинением своей свободы злу в душе, страстям и соблазнам, и тем самым делает человека грубее и потому менее способным плыть против течения.
Разумеется, этот кардинальный для сущности человека вопрос имеет немало глубин, которых мы даже не коснулись, но надеюсь, что для начального размышления на эту тему, сказанного будет достаточно.