– Почему гнев Ѓамана обрушился на весь народ Израиля, а не только на Мордехая? Ведь только Мордехай не поклонился ему, как сказано: «А Мордехай не становился на колени и не кланялся»?
Это один из вопросов, задававшихся во время «лехаим» на приеме гостей, который устраивает раввин Лазар в первой половине дня в Пурим – для тех, кто приносит «мишлоах манот» или желает получить «дары беднякам».
– Больше всего разозлил Ѓамана не сам отказ поклониться, а то, что сказано дальше: «Мордехай сидит у ворот царя, и не встал и не двинулся перед ним». Именно перед ним. Мордехай вставал исключительно в делах святости – как встают перед учителем, перед родителями и тому подобное. Тем более это важно в «воротах царя», ведь Мордехай умеет ценить внутреннее содержание места.
Возможно, Ѓаман еще мог бы понять отказ Мордехая поклониться, поскольку это касается запрета идолопоклонства. Но то, что Мордехай не вставал перед ним – это не просто вопрос ѓалахи, а особое подчеркивание Мордехаем превосходства, которое есть у сынов Израиля. Только перед учителем, родителем или уважаемым человеком достойно вставать. Эта еврейская гордость разозлила Ѓамана, а она есть в каждом еврее. И поэтому Ѓаман не удовлетворился желанием убить только Мордехая.
Еще раввин Лазар рассказал такую притчу: почему центральные городские часы размещают на вершине высокой башни? Казалось бы, удобнее было бы разместить их на уровне взгляда людей, без необходимости поднимать голову вверх и смотреть на их длинные стрелки! Если бы часы стояли внизу, многие начинали бы сравнивать время, показываемое на центральных часах, с временем на часах в своем кармане. Один бы сказал: «Городские часы отстают на несколько минут. Сейчас я их поправлю!» А другой потом сказал бы: «Городские часы слишком спешат, теперь я их поправлю».
Но если часы размещены высоко, они выполняют свою работу точно, и никто не пытается их поправлять. И эти слова верны для каждой еврейской общины.