Главный раввин России Берл Лазар родился в Италии, но долгий шлихут в России приучил его пить «лехаим», и многочисленные «лехаим» не влияют на чистоту его ума. Но когда подходит Симхат-Тора, раввин Лазар не ограничивается обычным, а показывает всем нам, как нужно поистине радоваться в этот день. День, когда завершается годичный цикл изучения Пятикнижия и начинается новый.
Я помню: в прошлом году, во время одной из ѓакафот, когда достойные люди получили право нести свитки Торы и я закончил их распределять, к раввину Лазару подошёл один из уважаемых спонсоров общины. Я стоял рядом и слышал разговор. Раввин Лазар выпил уже достаточно для того, чтобы все речи шли от сердца. И раввин сказал спонсору: «Все ваши пожертвования не так ценны для меня, как один урок Торы, в котором вы поучаствуете, как занятия с кем-нибудь вместе в хавруте, как ваше обещание установить постоянное время для занятий Торой!..»
Вокруг были радостные танцы, но раввин Лазар продолжал говорить, и его речи шли от сердца – и входили в сердце, и также в моё сердце. В этот момент ты понимаешь, какова суть говорящего и что для него всего важнее.
*
Много воспоминаний в моём «багаже», однако самые приятные, греющие душу, те, что я люблю рассказывать моим детям – это картины того, как мой отец учит Тору. Я помню, как я спускался через гостиную в кухню в субботу утром и видел его, сидящего и изучающего хасидские маамары на недельную главу. Я помню, как мы учились вместе, помню слова Торы, что звучали за субботним и праздничным столом, помню, с каким почтением относилась моя мама ко всему, что связано с Торой.
Наполнить жизнь Торой в нашу эпоху, когда каждую минуту требует к себе внимания смартфон, непросто. Но если мы подумаем: а что мы хотим «излучать» в нашей семье, что мы хотим всей нашей жизнью передать нашим детям? – мы выключим звук в телефоне, отложим его в сторону, возьмём книгу по Торе и с ней закончим день. А назавтра, после утренних благословений и после благословения на Тору, произносимых ежеутренне, мы начнём день не с проверки почты, а с короткого урока. Вы увидите, что день пойдёт совсем по-другому! Голова будет работать по-другому, обстановка в доме станет другой, возникнет атмосфера Торы и святости, которая впитается в стены дома и будет влиять на нашу еврейскую жизнь.
*
Известен мидраш, уподобляющий разные виды евреев «четырём видам растений». Вкус – это Тора, запах – это добрые дела. У этрога есть вкус и запах, он – символ тех, кто и Тору учит, и добрые дела делает. Лулав – побег финиковой пальмы. У финика есть вкус, но нет запаха. Это символ людей, изучающих Тору, но не находящих времени для дел благотворительности. Ѓадас, мирт – запах без вкуса. Это те, кто занимается добрыми делами, но не находит времени для изучения Торы. Арава, ива – ни запаха, ни вкуса, это люди, которые и Тору не учат, и благотворительностью не занимаются.
Все четыре вида растений, все четыре вида людей должны быть собраны в единой связке. Но почему в благословении сказано «…повелел нам возносить лулав»? Именно лулав? Потому что изучение Торы – это самое важное, это то, чем выделяется, чем отличается еврей.
Рабби Ицхак-Меир из Гура писал в «Хидушей ѓа-Рим»: «Люди думают, что радость в Симхат-Тора – оттого, что заканчивают цикл чтения Пятикнижия. Нет! Мы радуемся тому, что начинаем чтение Пятикнижия с начала!»
Мудрецы спрашивают: почему праздник радости Торы отмечается в месяце тишрей, а не в Шавуот, в день дарования Торы? Ребе отвечает: В Шавуот евреи получили первые скрижали. Они подготовились к этому дню, были «как один человек с единым сердцем», сказали «сделаем и услышим» – были праведниками. А к Йом Кипуру того же года евреи уже сделали золотого тельца и раскаялись в этом, они совершили тшуву. И радость совершивших тшуву от Всевышнего и Торы больше и глубже, чем радость изначальных праведников, ведь их путь к Всевышнему был длиннее.
После Йом Кипура мы чисты и душа наша ясна. Начался новый год. Это прекрасное время для того, чтобы установить для себя постоянное время для изучения Торы. Пятикнижие, Талмуд, ѓалаха, хасидизм, Мишна, мидраши – мир Торы велик и необъятен. Он оживляет нас, он обогащает наш внутренний мир, он даёт смысл нашей жизни.
Скажем вместе с царём Давидом, написавшим в Теѓилим: «Лучше мне Тора из уст Твоих, чем тысячи золотых и серебряных монет».
Гут шабес, хаг самеах!
Шия