На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай… и расположились станом в пустыне.
Шмот, 19:1,2
“Этот день” был 1 Сивана 2448 года от сотворения мира (1313 до н.э.), первым днем после шести недель Исхода. А спустя еще шесть дней весь народ Израиля стоял у горы Синай и видел Б-га, давшего ему Тору. С того дня мы отмечаем праздник Шавуот – “время дарования нашей Торы”.
В главе 19 книги Шмот описана последняя неделя подготовки к принятию Торы у горы Синай. В Талмуде приводится следующая хроника событий этих шести дней, с 1-го по 6-й день месяца Сиван.
1 Сивана. День, когда мы пришли к Синаю: “Моше ничего не сказал еврейскому народу, потому что все были утомлены путешествием” (Талмуд, трактат Шаббат, 86б).
2 Сивана. На рассвете Моше поднимается на гору Синай. Он приносит им слова Б-га: “Вы видели, что Я сделал Египту, вас же поднял Я на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя – вся земля, и будете вы Мне царством священников и народом святым” (Шмот, 19:4-6). Этими словами Б-г выразил желание, чтобы мы стали Его “избранным народом” (этот день в нашем календаре обозначен как Йом Амейухат, “День Назначения”).
3 Сивана. Б-г велит Моше обозначить границы, кто где должен стоять, когда Б-г явит Себя на горе и даст евреям Тору: Моше может подняться выше всех, за ним, ниже, Ааарон, еще ниже священники, и у подножия горы — народ.
4 Сивана. Моше передает еврейскому народу, что для подготовки к получению Торы всем надо очиститься и освятиться, для чего следует воздерживаться от интимных отношений, очистить одежду и омыться в микве.
5 Сивана. Моше “построил жертвенник под горою, и двенадцать обелисков воздвиг соответственно двенадцати коленам Израиля. И послал юношей из сынов Израиля, и вознесли они жертву всесожжения, и зарезали быков в мирную жертву Б-гу”. Затем Моше скрепляет союз между Б-гом и Израилем. Весь народ провозглашает: “все, что говорил Б-г, сделаем и будем слушать (поймем) его слова” (24:4-8).
6 Сивана. Вручение Торы. “Когда наступило утро, загремели громы и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору, и шофар затрубил очень громко, и содрогнулся весь народ … были громы и молнии, и густое облако над горою… И звук шофара становился все сильнее… И сошел Б-г на гору Синай.., и призвал Б-г Моше на вершину горы… И говорил Всесильный все слова эти, сказав: “Я – Б-г, Вс-сильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства…”” (19:16-20; 20:1,2).
Загадочная пауза
Откровение у Синая – это кульминация Исхода, его завершение. За много месяцев до того, тоже на Синае, когда Б-г впервые предстал перед Моше в горящем кусте и повелел ему вывести народ Израиля из Египта, Он сказал: “…И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя: когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Вс-сильному на этой самой горе” (Шмот, 3:12).
С того момента, когда Моше принес слово Б-га об обещанном спасении, еврейский народ стал ждать Его Откровения у горы Синай. Ибо Моше обещал им куда большее, нежели просто бегство из Египта, бегство от “тяжкого труда над глиной и кирпичами” (1:14). Он обещал им как народу высшую свободу: свободу от своей собственной смертности, от конечности и приземленности материального бытия. Он обещал, что они увидят Б-жественную реальность, которая даст им возможность изменить жизнь настолько, что она вместит в себя безграничность и вечность. Он обещал им б-жественную Тору.
С той ночи, когда евреи покинули Египет, они буквально считали дни и жили ожиданием утра, когда, наконец, познают реальность Б-га и получат истину всех истин. (По сей день для нас актуален этот 49-дневный отсчет со дня, когда евреи покинули Египет, до момента вручения им Торы: и поныне мы ведем счет омера [омер – мера сжатой пшеницы; омерами приносили ее евреи в Храм], стараясь очиститься к празднику Шавуот настолько, чтобы удостоиться Торы. Каждый Пейсах мы испытываем вкус свободы, как когда-то наши предки, вышедшие из Египта. Следующие семь недель мы готовимся к встрече с Торой — так и они готовились 49 дней, совершенствуя себя и ведя постоянный отсчет. Наконец, в ходе праздника Шавуот, мы получаем высший дар свободы – это ежегодное “Откровение у Синая” и “Дарование Торы”.)
В свете этого события, вернее, отсутствие событий 1 Сивана очень трудно поддается пониманию. Это был день, когда “Моше ничего не сказал еврейскому народу, потому что они устали с дороги”. Но человеческая природа такова, что чем ближе ты оказываешься по времени к ожидаемой цели, тем сильней возрастает желание. Почему же после 6 недель ожидания и подготовки к великому дню все остановилось лишь потому, что еврейский народ “устал с дороги”? Почему же они не делали абсолютно ничего, чтобы подготовиться к принятию Торы в тот самый день, когда пришли к подножию горы Синай?
Молчание еврейского разума
Прочтем внимательней, что рассказывает Тора о деяниях еврейского народа в этот день, 1 Сивана: “На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай: вышли из Рефидима и прибыли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне; и разбил лагерь там Израиль напротив горы” (Шмот, 19:1,2).
Комментируя эти строки, Раши отмечает грамматически необычное использование единственного числа – “и расположился там станом” (а не “расположились) – в отношении всего еврейского народа. Раши объясняет: Тора сообщает, что “они расположились как один человек, единым сердцем, в отличие от всех других стоянок, когда были среди них разброд и разногласия”.
Действительно, было много случаев, когда во время странствий еврейского народа по пустыне вспыхивали ссоры, даже бунты. Но так ли уж все было плохо? Неужели “все другие стоянки” (а их, включая стан у Синая, в соответствии с 33-й главой книги Бемидбар было сорок две) были связаны с раздорами, и только стан у Синая оказался мирным исключением?
Во-первых “разброд и разногласия” в еврейском лагере не следует понимать лишь негативно. Наши мудрецы говорят: Б-г создал человека таким образом, что “как нет двоих похожих внешне, так нет двоих со схожими умом и характером” (Талмуд, трактат Брахот, 58а). У каждого свой образ мыслей, свой темперамент, и одну и ту же истину каждый трактует по-своему. Поэтому расхождения во мнениях не всегда проистекают из эгоизма и враждебности – причиной может быть искренний поиск истины и желание полностью реализовать свой потенциал. Фактически, если не преследовать лишь свой собственный интерес, расхождения во мнениях могут полезны и конструктивны.
Тем не менее то, что было приемлемо и даже желательно на всех стоянках, оказалось недопустимым в стане у Синая. Ибо важной частью подготовки к получению Торы было (и есть) искоренение всех различий во взглядах и подходах.
ПРирчину этого можно понять, проанализировав разницу в изучении Торы до Синая и после. Да, Тору изучали и соблюдали и до дарования ее на горе Синай. Шем, сын Ноаха, возглавил академию по изучению Торы вместе со своим внуком Эвером (см. комментарий Раши к Берейшит, 26:5). Патриархи – Авраам, Ицхак и Яаков – основали “ешивы” для изучения Торы (трактат Йома, 28б). Таким образом, Дарование Торы у Синая отнюдь не было раскрытие доселе неизвестного документа. Тогда что же да произошло у Синая?
До Синая разум был инструментом, с помощью которого можно было проникать в глубины Торы. Б-г изначально вложил собственную мудрость в слова и мысли, понятные разуму человека, а тот стремился их постичь и усвоить в той степени, в которой это возможно. Поскольку разум каждого человека уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, масштаб и глубина постижения Торы каждым, кто ее изучает, различны. Разумеется, постичь Тору во всей ее глубине не способен никакой человеческий разум, ибо он ограничен и не в состоянии познать бесконечную мудрость Б-га.
Но у Синая Б-г дал нам Свою Тору. Целиком. Он решил поделиться с нами всей Своей мудростью независимо от ограничений нашего интеллекта. В тот момент и Моше, и самые простые евреи были одинаковы – одинаковы в своей неспособности постичь суть мудрости Б-га силою своего разума, и одинаковы в том, что Б-г дал им это понимание как подарок – Он “вложил” бесконечность Своей мудрости в простейшие из строк Торы в устах простейших из евреев.
Чтобы подготовиться к дарованию Торы у Синая, еврейскому народу нужно было отказаться от индивидуальных особенностей и талантов, отличающих их друг от друга. Требовалось осуществить переход от активного понимания Торы к пассивному восприятию дара Свыше.
Так что 1-й день Сивана, когда евреи прибыли к месту получения Торы, отнюдь не был лишен каких бы то ни было событий. Наоборот, это был день интенсивной подготовки, сопровождавшейся беспрецедентной деятельностью: создание лагеря, который бы был “как один человек с одним сердцем”. И не только прийти к согласию в том, как действовать (“один человек”), а и отказаться от индивидуальных подходов, взглядов и интуиции, впользу единого, лишенного эгоизма восприятия (“одно сердце”) – вот суть важнейшая предпосылка для Б-жественного Дарования Торы.
Это было самым “утомительным путешествием”. Не столько физический переход из Рефидима, а именно психологический – от активной шестинедельной подготовки к полной пассивности. В тот день “Моше не сказал им вообще ничего”, и его молчание о распорядке этого дня было его самым красноречивым описанием – каждый должен был превзойти свое понимание Торы и сделаться “пустым сосудом”, дабы вместить то, что дарует Б-г.
Возвращение к себе
За великой паузой в 1-й день Сивана последовали 5 дней активной подготовки.
Поначалу определенность и индивидуальность разума препятствуют получению бесконечной, непостижимой сути Б-жественной мудрости. Но, открыв себя для получения Торы Всевышнего, мы должны вновь активизировать наши индивидуальные возможности, чтобы воспринять и усвоить полученное.
Безусловно, различия проявятся. Моше, Аарон, священники и простой люд – у всех свои четко очерченные границы. Сущность Торы воспринял каждый – всеми она получена одинаково, а вот применить ее к своей жизни можно только на основе своего индивидуального восприятия и опыта.
Источник: ru.chabad.org