Амедео Модильяни родился 2 июля 1884 года в Ливорно, городе моряков, корабельных мастеров и торговцев. Еврейская община города состояла, в основном, из сефардов, появившихся в 16 веке по приглашению герцогов Медичи. Просвещенные и лишенные многих предрассудков своего века Медичи призвали евреев, дабы оживить торговлю в подвластных им землях. И евреи с лихвой оправдали ожидания своих покровителей – энергичные и образованные, имеющие надежные связи с Амстердамом, Турцией и всем Востоком они быстро превратили маленькую приморскую деревушку в крупный порт, которому через сто лет был дан статус вольного города. В Ливорно евреям жилось вольготно и свободно. С основания города они пользовались такими привилегиями, каких евреи не имели нигде.
Со стороны матери, Евгении Гарсен, Амадео происходил из богатого старинного рода просвещенных негоциантов. 15-летней девочкой Евгению Гарсен сосватали за Фламинио Модильяни, с которым до этого она даже не была знакома. Она попала в семью, оставившую время своего расцвета далеко позади. К моменту рождения мальчика, финансовое положение семьи стало настолько плачевным, что синьор Модильяни вынужден был объявить себя банкротом.
Амадео появился на свет в тот момент, когда в родительский дом явились чиновники забрать описанное за долги имущество. Но, по счастью, в итальянских законах сущ
ествовала статья, запрещавшая конфисковать кровать роженицы, поэтому домочадцы навалили на мать и дитя гору семейных пожитков. Мать увидела в этом событии дурное предзнаменование для новорожденного, и оказалась права, нужда и бедствия впоследствии ходили за Амадео по пятам всю его недолгую жизнь.
Энергичная, блестяще образованная Евгения Модильяни оставляет мужа и поселяется с детьми отдельно. Владея несколькими европейскими языками, она организовала для детей частную школу, зарабатывая еще литературными переводами.
Амадео унаследовал не только красоту матери, но и ее неукротимую тягу к духовной свободе и творчеству. Он получил блестящее домашнее образование и свободно владел несколькими европейскими языками. Внимательная и обожающая Амадео мать заметила увлечение сына живописью.
Модильяни поступает в художественную школу, а в 1906 году отправляется в Париж, тогдашнюю столицу авангардного искусства. 22-летний, ослепительно красивый Амадео, селится в респектабельном отеле, как и положено молодому человеку из приличной семьи. Но не прошло и месяца, Амадео перебирается в крохотную мастерскую на Монмартре, респектабельный костюм отправляется к старьевщику и его сменяет богемный наряд – вельветовая куртка, шелковая рубашка и широкополая черная шляпа.
Современники всегда отмечали что Модильяни, даже в периоды самой непроглядной нищеты, сохранял привычки аристократа. Особенно всех удивляла редчайшая для той поры привычка – ежедневно мыться в тазу. С этим тазом он никогда не расставался, таская его с собой в бесконечных скитаниях из мастерской в мастерскую. Художники не случайно облюбовали Монмартр. В те годы это был по-деревенски уютный, тихий, район, где можно было за копейки снять для работы крохотную мастерскую, а с высокого парижского холма можно было увидеть весь город как на ладони.
Модильяни поступает в Академию живописи и быстро становится своим среди парижской богемы. Моди, так сократили длинную итальянскую фамилию его друзья, учится в академии художеств, много и напряженно работает, участвует в выставках и салонах, занимается не только живописью, но и скульптурой. Когда ему задавали вопрос о его творческой манере, то он отвечал: «Это стиль Модильяни. Если художнику нужна этикетка, то он погиб».
Художник пишет только портреты и обнаженную натуру. «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник». У Модильяни всегда была обостренная чуткость к чужому страданию и невероятной нежностью, любовью и грустью полны его картины.
«Творить как Б-г, владеть как король, работать как невольник», – говорил он, заполняя свои тетради бесчисленными рисунками. О покое и гармонии его работ пишут все исследователь его творчества, но мало кто знает, какой ценой достигалась эта гармония.
В 1914 году Моди знакомится с Леопольдом Зборовским, ставшим для него другом, нянькой, врачом и ангелом хранителем. В искусство Модильяни Зборовский влюбился с первого взгляда и сразу уверовал в его великое будущее. Збо и его жена, как могли, заботились о Моди. Они приютили его в своей квартире, кормили его, снабжали красками и моделями. Эта маленькая семья проявляла необычайную и трогательную терпимость по отношению к художнику, умевшему быть и невыносимым и бесцеремонным. Только понимание грандиозности его таланта и доброта, которой обладали Зборовские помогли всем троим сохранить трогательную и нежную дружбу.
В 1910 году в знаменитом кафе «Ротонда», Моди встретил Анну Ахматову. Позже поэтесса воспоминала: «У него была голова греческого Б-га и глаза с золотыми искрами – он был не похож ни на кого на свете. Я знала его нищим, и было непонятно чем он живет. Как художник он
не имел ни тени признания. Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило его. Но будущее, которое бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно. И все божественное в Амадео искрилось сквозь какой-то мрак».
Модильяни осаждали толпы влюбленных женщин, а он ждал ту, чей образ не раз приходил к нему во сне. Это произошло в 1917 году, он встретил художницу Жанну Эбютерн. Амедео было тридцать три, Жанне – девятнадцать. Женственная, маленькая с длинной лебединой шеей, с тяжелыми темно-золотыми косами и светлыми глазами, кроткая, молчаливая, она полюбила Моди и пошла за ним и на жизнь и на смерть.
29 ноября 1918 года у них родилась дочь. Любовь Жанны, рождение ребенка никак не изменило жизни художника. Никакого уюта, никакого быта в промозглой и холодной мастерской. Денег не было. Но Жанна не жаловалась, ни слова упрека. А он как одержимый писал ее портреты один за другим. Жанна была центром его творческой вселенной и любимой моделью. Он написал около 20 ее портретов.
Дела Моди никак не хотели поправляться, а единственная выставка, организованная в 1917 году, не имела успеха и закончилась скандалом. «Большая обнаженная», выставленная в витрине галереи, показалась полицейскому комиссару неприличной: картину пришлось убрать, а выставку закрыть. Надежда сменялась отчаяньем, и в иные минуты Моди казалось, что он чувствует за своей спиной дыхание смерти. Вспоминают, как однажды он зашел в кафе, попросил что-то выпить, а потом вдруг хриплым голосом пропел кадиш. О самом себе.
Жизнь стремительно катилась к финалу. Наступила роковая зима 1919 года. В это время Моди стал уже пугающе худ и слаб, кашлял, но лечиться отказывался наотрез. 19 января 1920 года холодным, бурным и ветреным вечером он бродил по улицам и надрывно кашлял. Ледяной ветер раздувал за спиной его куртку. Друзья советовали отправиться домой, но он продолжал бессмысленное ночное кружение.
На другой день ему стало совсем плохо, и он слег. Навестившие Моди соседи по мастерской увидели его лежащим в горячке. Беременная на восьмом месяце Жанна примостилась тут же рядом. В комнате холодно. На мольберте просыхала его последняя работа – портрет беременной Жанны. Бросились за врачом. Положение все ухудшалось. Он был уже без сознания.
22 января 1920 года Моди положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных.
Через два дня его не стало. На следующий день, придя в больницу, Жанна долго всматривалась в его лицо, а потом вышла, так и не повернувшись к нему спиной.
Родные забрали Жанну домой. Под утро домашние проснулись от стука ставень – Жанна выбросилась из окна шестого этажа.
Старое кладбище Пер Лашез. «Амадео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920 года. Смерть настигла его на пороге славы».
А рядом надпись «Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла 25 января 1920 года. Верная спутница Амадео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».
«Лежащая обнаженная» Амадео Модильяни, одна из самых дорогих картин в мире и сегодня оценивается в 170 миллионов долларов.
Спасибо!
Юлия, вы удивительная женщина…
Юлия, вы удивительная женщина…
Iylia, zavidyiu Beloi zavistiy, Ogromnoe spasibo Vam Rada chto nashla Vas .Jdy s neterpeniem bydyshix interesnix ocherkov
Спасибо за такого Модильяни!
Сердце сжалось. Ваше изложение потрясающее.
Спасибо, Юлия! Здорово. Я когда-то делал доклад по творчеству Модильяни, но так увлёкся, что потянуло на третий час, и один слушатель заснул. Краткость она и есть сестра…
Но всё-таки льва Бертольди и пляска голыми под дождём в ночь
можно было упомянуть. И потом, он же перезахоронен, в то время его чуть не прокляли. А “Улей”? Это же часть жизни. Анна
Андреевна с её розами… Хотя, это тот же третий час.
Спасибо. Николай.
Спасибо, Юлия! Здорово. Я когда-то делал доклад по творчеству Модильяни, но так увлёкся, что потянуло на третий час, и один слушатель заснул. Краткость она и есть сестра…
Но всё-таки льва Бертольди и пляска голыми под дождём в ночь
можно было упомянуть. И потом, он же перезахоронен, в то время его чуть не прокляли. А “Улей”? Это же часть жизни. Анна
Андреевна с её розами… Хотя, это тот же третий час.
Спасибо. Николай.
Великолепно рассказываете. Не скучно читать. Захватывает.
Спасибо.
вы счистливый человек!!
Вы счастливый человек! Спасибо за Модильяни.
Юля спасибо рассказ был очень интересны. Я смотрела фильм но с рассказом не сравнить.